Толпа, публика, аудитория и т.д.
Стихийная группа – это кратковременное объединение большого числа лиц, собравшихся вместе по какому – либо определённому поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Такое образование нельзя считать субъектом совместной деятельности.
Такая группа может быть кем – то организована, но чаще возникает стихийно, редко четко осознает свои цели, довольно активна.
Психологические характеристики стихийных групп – формы коллективного поведения.
Один из факторов формирования таких групп – общественное мнение.
Массовое сознание: совокупность идей, убеждений, социальных представлений различных больших организованных групп. Массовое сознание – это выразитель общественного мнения, оно возникает по поводу отдельных событий общественной жизни, довольно изменчиво, может быстро изменять оценки явлений под воздействием новых, строится по принципу схожести «моих взглядов» и взглядов других.
ТОЛПА. По определению Лебона, толпа – это «человеческая совокупность, обладающая психической общностью», она образуется на улице по поводу самых различных событий. Её цели могут быть различными: поглазеть, протестовать и т.д. В толпе могут возникать элементы организации, но они очень нестабильны. Для толпы характерны специфические формы коммуникации и информации: суждения из общественного мнения, сведения из СМИ, слухи.
|
|
МАССА. Относительно стабильное образование с нечёткими границами. Признаком массы является объединение людей, которых волнует одна и та же тема и которые достаточно сознательно собираются ради какой-то акции: демонстрации или митинга. Необязательна физическая близость. Высокая роль организаторов, которые известны заранее.
ПУБЛИКА. Может быть представлена как кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. Тард впрервые разделили толпу и публику (наличие психической связи). В помещениях публику можно называть аудиторией. Публика управляема. Однако достаточно какого-либо инцидента, чтобы она стала неуправляемой.
СПЕЦИФИКА ФОРМ ОБЩЕНИЯ
Источники информации: общественное мнение, СМИ, слухи и сплетни. Утрачивается необходимость собственной интерпретации информации, происходит групповое стимулирование действий.
Заражение – бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояним. Заражение возникает путем многократного отражения путем цепной реакции.
Особая ситуация, в которой усиливается воздействие через заражение – ситуация паники. панкиа возникает в следствие дифицита или переизбытка информации о чем – то пугающем или непонятном. Панику сложно исследовать, но все равно выделяют некие циклы.
|
|
Заражению предшествует некая общность оценок. Например, аплодисменты.
Степень подверженности заражению зависит от уровня развития самосознания индивида.
Внушение – целенаправленное, неаргументрированное воздействие одного человека на другого или на группу.
Предполагается, что человек, принимающий информацию в случае внушения, не может ее критически оценивать.
Можно выделить определенную степень активности передачи сообщения: сообщение, убеждение, внушени.
«Социальная суггестия» – внушение, существляющий внушение – суггестор, объект внушения – суггеренд. Явление сопротивляемости внушению – контрсуггестия.
Отличие внушения от заражения:
1) при заражении происходит сопереживание большой массой людей общего психологического состояния, внушение не предполагает равенства в переживании эмоций (суггестор не подвержен тому же состоянию, что и суггеренд), при внушении наблюдается односторонняя направленность, это активное воздействие,
2) внушение обычно носит вербальный характер, при заражении же используются также невербальные средства.
Условие эффективности внушения – авторитет сугесстора (создается дополнительный фактор воздействия – доверие). Важны характеристики суггеренда. Блокирование психической самозащиты – контрконтрсугесстия.
Элементы внушения есть в пропаганде и рекламе. Хотя основаня черта пропаганды – аппеляция к логике и сознанию, здесь используются средства убеждения, а нередко и внушения.
Подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.
Тард, теория подражания: подражаени – это основной приницп развития и существования общества, возникнвоения групповых ценностей и норм. Социальные конфликты – противоречия между возможными направлениями подражания.
Виды подражания: логическое и внелогическое, внутренне и внешнее, подражание –мода и подражание – обычай и т.д.
Законы подражания:
— подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (духу религии подражают раньше чем обрядам),
— низшие подражают высшим и т.д.
Э. Дюгкгейм: в этом подходе смешиваются разные общественные явления, и, наприер, подражание ребенка взрослому осуществляется по другим законам.