Понятие и виды государственных органов

Деятельность любого государства реализуется через систему его государ­ственных органов. Государственный орган — это обособленная часть поли­тического общества, предназначенная для осуществления строго определенных законом функций и наделенная необ­ходимыми для этого полномочиями и юридической ответст­венностью.

Органы государственной власти классифицируются по следующим признакам:

1. По способу формирования – избираемыеи назначае­мые; избираемые органы формируются путем избрания их гражданами или иными выборными лицами и органами на определенный срок; назначаемые в органы публичной вла­сти претенденты зависят от воли назначающих их лиц или органов, которые, как правило, лишены возможности сво­бодного выбора кандидатов; при назначении выдвигаются требования более жесткие, чем при выборах; срок пребыва­ния у власти назначаемых лиц может быть не ограничен.

2. По составу - единоличные и коллегиаль­ные органы; единоличный орган принимает решения путем самостоятельного императивного волеизъявления, а колле­гиальный — большинством голосов. Таким образом, дело не в количестве граждан, занятых в деятельности того или ино­го органа (число сотрудников Администрации Президента РФ больше аппарата Правительства РФ), а в способе приня­тия решений. При единоличном органе могут существовать различные коллегиальные совещательные структуры, но да­же если они вырабатывают проект какого-либо решения, то он носит рекомендательный характер; окончательное реше­ние остается за единоличным органом.

3. По территории все органы делятся на федеральные, орга­ны субъектов Федерации и местные;соответственно опреде­ляется и действие юридической силы принимаемых ими решений: федеральных, региональных, местных.

Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответст­вии с этим принципом система органов государственной власти делится на законодательную, исполнительную и судебную.

Президент страны. Является главой государства и гаран­том Конституции, представителем страны за рубежом. Как гарант Конституции Президент вправе требовать от всех ор­ганов государственной власти соблюдения Конституции, прав и свобод личности. Президент — выборный, единолич­ный, центральный орган государственной власти. Объем полномочий Президента неодинаков в разных странах.

Законодательная власть. Ее цель — издание законов. Это парламент страны. Выборный, коллегиальный орган. Здесь наиболее широко пред­ставлены интересы большинства граждан демократического государства. Парламент является представительным органом, так как представляет через выборных депутатов интересы народа. Особенность законодательной ветви власти состоит в том, что среди входящих в нее органов нет властной иерархии и системы административного подчинения, так как каждый представительный орган действует от имени своих избирателей и в пределах собственной компетенции. Связь с избирателями не позволяет любому представительному органу вмешиваться в ком­петенцию иного представительного органа.

Исполнительная власть. Ее основная задача исполнять те законы, которые приняты законодательной ветвью власти. Деятельность исполнительной власти заключается в фактической реализации положе­ний принятых парламентом законов, которые нуждаются в принудительном исполнении или вмешательстве в их ис­полнение в иной форме. Перед этими органами стоит задача дойти до каждого гражданина, участника правовых отно­шений. Поэтому в системе органов исполнительной власти требуется создание единой вертикали административного подчинения нижестоящих органов вышестоящим. Исполни­тельная власть призвана обеспечить повседневное управле­ние государственными делами на высоком профессиональ­ном уровне и исполнение законов.

Судебная власть. Ее положение в системе разделения вла­стей очень своеобразно. Органы судебной власти выступают противовесом первым двум ветвям власти в борьбе за обес­печение прав человека. Именно они защищают человека от произвола первых двух ветвей власти, разрешают споры меж­ду их органами. Самое главное — именно судеб­ные органы устанавливают истину с юридических позиций. После этого в ряде случаев следует процедура защиты законных прав участников правовых отношений, наказание виновных, отмена незаконных решений и т. д.

Единство и разделение властей. Под разделением вла­стей, подразумевает не их противостояние, а их совокупно­сть, взаимообусловленность, поскольку все ветви выполняют общую функцию — защищают и гарантируют права челове­ка, обеспечивают их реализацию.

В Российской Федерации существуют органы государст­венной власти, которые не входят ни в одну из трех ветвей власти. К их числу на федеральном уровне следует отнести Прокуратуру РФ, Центральную избирательную комиссию РФ, Центральный банк РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: