Законодательный процесс

Основными актами федерального законодательства Рос­сийской Федерации являются законы. Поскольку законы обладают высшей юридической силой, они нуждаются в осо­бой процедуре принятия. Рассмотрим основные стадии зако­нодательного процесса в Российской Федерации.

Законодательный процесс состоит из следующих основ­ных стадий:

1.законодательная инициатива;

2.предварительное рассмотрение законопроекта;

3.рассмотрение законопроекта и принятие закона Госу­дарственной Думой;

4.рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации;

5.подписание и обнародование закона Президентом РФ.

Существуют также и дополнительные стадии (которые могут иметь место в случае возникновения разногласий по поводу принятия того или иного закона):

1. преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой за­конов;

2. повторное рассмотрение парламентом законов, откло­ненных Президентом РФ.

Рассмотрим подробнее вышеперечисленные стадии зако­нодательного процесса. Первая стадия законодательного процесса - законода­тельная инициатива. Это право внесения в Государственную Думу законопроекта. Таким правом обладают: Президент РФ; Совет Федерации и его члены; депутаты Государствен­ной Думы; Правительство РФ; законодательные органы субъ­ектов РФ; Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ.

Следующая стадияпредварительное рассмотрение за­конопроекта. На этой стадии проект закона направляется в Государственную Думу, назначается ответственный коми­тет, законопроект проходит экспертизу и, наконец, направ­ляется в Совет Государственной Думы для внесения на рас­смотрение палаты.

Рассмотрение законопроекта и принятие закона Государ­ственной Думой осуществляются в трех чтениях. В первом чтении обсуждается концепция закона, дается оценка его актуальности и практической значимости, а так­же соответствия Конституции РФ. Во втором чтении обсуждаются поступившие поправки. Принятый во втором чтении законопроект направляется в Со­вет Государственной Думы, который назначает третье чтение для голосования в целях принятия проекта в качестве зако­на. В случае отклонения проекта он возвращается в ответст­венный комитет для доработки.

Для принятия Федерального закона требуется, чтобы «за» проголосовало большинство депутатов. Для принятия Федерального Конституционного закона требует­ся одобрение не менее двух третей от общего числа депутатов палаты.

Принятый Государственной Думой закон в течение пя­ти дней направляется в Совет Федерации для одобрения. Поступивший из Государственной Думы в Совет Федера­ции закон направляется в ответственный комитет Совета Фе­дерации для подготовки заключения по данному закону. На этой стадии принимается решение отклонить или одобрить закон.

Совету Федерации так же как и Государственной Думе, необходимо одобрение большинства членов для принятия Федерального закона, но для принятия Федерального Кон­ституционного закона необходимо три четверти голосов пар­ламентариев,

Отклоненный закон направляется на повторное рассмот­рение в Государственную Думу. Для преодоления возникших разногласий может быть создана согласительная комиссия, состоящая из числа депутатов Государственной Думы и чле­нов Совета Федерации.

Президент в течение 14 дней подписывает закон и обна­родует его.Однако Президент имеет право вето, т. е. право отклонить закон. В этом случае Государственная Дума и Со­вет Федерации вновь рассматривают данный закон.

Парламент может преодолеть вето Президента, повторно приняв закон в прежней редакции. В этом случае Президент подписывает закон в течение семи дней. На Федеральные Конституционные законы Президент не имеет права вето.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: