Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний

Коррекционная педагогика как одна из отраслей педагогиче-ой науки тесно взаимосвязана со всем блоком психолого-педагогических и специальных дисциплин. Коррекция, являясь состав­ной частью единого педагогического процесса, опираясь на него, имеет самую тесную взаимосвязь с общей педагогикой, определяюшей цели, задачи, содержание, формы и методы обучения и воспи­тания подрастающего поколения, разностороннее развитие лично­сти ребенка.

Вместе с тем, используя научный арсенал общей педагогики, ее категориальную систему, принципы, методы и формы организа­ции учебно-воспитательного процесса, передовой педагогический опыт, коррекционная педагогика вносит существенные поправки в методику и технологию применения педагогических знаний, в содержание обучения и воспитания детей и подростков в соответ­ствии с природой и характером имеющихся у них отклонений в развитии и поведении, разрабатывает свои приемы и методы коррекционного воздействия на ребенка и социальную среду, его ок­ружающую.

(Построение коррекционно-педагогической деятельности с деть­ми и подростками, организацию дифференцированного обучения и индивидуального воспитания невозможно осуществить, не зная природы недостатка в развитии ребенка, не выяснив и не изучив причины его отклонений в поведении. Одним словом, без знаний основ общей психологии человека трудно организовать эффектив­ную коррекционную работу, тем более что результаты исследова­ния закономерностей психического развития ребенка показывают, что они идентичны как для нормы, так и для патологии. Вместе с тем для детей с недостатками в развитии характерны такие особен­ности психики, которые не всегда можно встретить у нормальных детей: задержка общего физического развития, замедленность, сла­бость и малоподвижность нервных процессов, неразвитость сенсорных анализаторов, неполное (фрагментарное) восприятие окру­жающего мира и др.

Такое диалектическое единство общего и особенного, обыден­ного и необычного в психическом состоянии детей и подростков подводит нас к констатации взаимосвязи коррекционной педаго­гики и философии. Кропотливая коррекционная работа, повсе­дневное педагогическое воздействие на недостаток в психическом или физическом развитии приводят к проявлению философской закономерности перехода количества в качество, к уменьшению отклонения или к компенсации физического недостатка за счет активизации деятельности здоровых органов или имеющих не­значительное недоразвитие.

Наряду с философскими категориями общего, единичного и особенного, необходимого и случайного в коррекционной педагогике находят место законы общего развития, его движущих сил, субъективного и объективного детерминизма педагогических явлений и др.

В коррекционной педагогике прослеживается тесная взаимо­связь с социальной педагогикой, предметом которой является ис­следование воспитательных сил общества и способов их актуали­зации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях создания условий для развития и позитивной самореализации человека.

С социальной психологией прослеживается связь в том, что она изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также разно­сторонней психологической характеристикой самих этих групп.

Социология помогает в изучении закономерностей становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей.

Таким образом, мы видим довольно разностороннюю взаимо­связь коррекционной педагогики с философскими и социально-педагогическими науками, которая обусловливается и определяется теми задачами, которые призвана решать коррекционная педаго­гика.

Как свидетельствуют исследования специалистов (Т.А.Власова, М.С. Певзнер и др.), каждый недостаток в развитии и поведении имеет свои особенности, обусловленные как социально-педагоги­ческими, так и психологическими причинами. Поэтому выявление специфических особенностей отклоняющегося развития, обуслов­ленных конкретным видом дефекта, требует глубокого знания этио-патогенеза, структуры дефекта, диагностических методик, диффе­ренциально-диагностических критериев, т.е. критериев отграни­чения одних состояний от других. Психолого-педагогическое, клинико-физиологическое исследование ребенка, в том числе с отклонениями в развитии и поведении может быть продуктивным только в том случае, если оно опирается на знание внутренних закономерных связей между этиологией (причинная обусловленность), патогенезом (возникновение и развитие болезни), патофизиоло­гическими механизмами, клиническими и педагогическими прояв­лениями их у ребенка. Одним словом, коррекционно-педагогичеекая деятельность будет тогда эффективной, когда она будет опираться на знания и в области медицинских наук.

С медицинской точки зрения базой для коррекционной педагогики может быть педиатрия, которая изучает здоровье ребенка и процессы его развития, физиологию, патологию, методы профи лактики и лечения заболеваний, угрожающих его гармоничном развитию или представляющих опасность для жизни детског организма.

Психиатрия, изучающая вопросы этиологии, патогенеза, пато-(Ьологии, диагностики, терапии и профилактики психических болезней, поможет коррекционной педагогике найти правильное появление, выбрать верное решение при работе с детьми и подростками, имеющими отклонения в психическом развитии. Для и нее четкой оценки отклонений, поиска оптимальных путей в ре­нии вопросов их предупреждения или преодоления необходима психопатология, которая изучает основные общие закономерности проявления и течения расстройств психической деятельности, занимается проблемами патогенеза (природа типичных психопатоло­гических процессов, их причины), разрабатывает общие принципы восстановления (реабилитации) нарушенных психических функций. При коррекции и реабилитации нарушенных психических функ­ций не обойтись без планомерных психических воздействий на человека, т.е. без психотерапии, которая выступает как комплекс пси­хических воздействий на больного, направленных на повышение его сил в борьбе с болезнью, на создание охранительно-восстанови­тельного режима, исключающего психическую травматизацию.

Мы только назвали и обозначили перечень тех областей науч­ных знаний, с которыми взаимосвязь коррекционной педагогики наиболее ощутима, но природа любого психобиологического и физического явления многограннее, а сферы их межнаучных кон­тактов разнообразнее и богаче. Но задача основ коррекционной педагогики в том и состоит, чтобы дать общее представление, обозначить общий контур, представить ведущие направления и тенденции, присущие данной области научных знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: