Магия и ритуал

Магия, ритуал и сверхъестественные способности неотделимы от буддийской Тантры как методы, пробуждающие в людях веру, и как проявление власти йогина над феноменальной ре­альностью. Современным западным читателям требование об­ладать сверхъестественными силами и знаниями искусства ма­гии может показаться сомнительным, но в контексте буддийской Тантры они считались доказательством духовных достижений. Магические способности свидетельствуют о способности владеть энергиями божеств, выходить за пределы кажущейся плотнос­ти так называемых материальных предметов и постигать их текучую изменчивость, податливость, достигаемую посредством ритуальных действий. Действенное исполнение ритуала тре­бует от йогина владения телом и первоэлементами (к которым относятся земля, воздух, огонь, вода и пространство). Затем можно овладеть способностью управлять погодой, исцелять, обеспечивать урожай и давать учения. Принимая во внимание, что ритуальные и магические способности использовались в тант­рической практике, достижения женщин в этой сфере служат ощутимым свидетельством успешного освоения ими тантричес­ких методов.

Сохранившиеся истории о женщинах-тантристках описывают их достижения в магии и ритуале. Многие из этих женщин были учителями, и о том, что они владели магическими сила­ми, рассказывают их ученики, которые считают эти способнос­ти доказательством духовного мастерства своих гуру. Женщи­на-учитель Динакара с тринадцатилетнего возраста усердно практиковала учение Будды, перейдя от Винаи и Махаяны к изучению Тантры. Среди множества своих достижений она вла­дела ритуальным взглядом (способностью с помощью присталь­ного взора подчинять своей воле людей, животных и предме­ты), который она использовала для обращения на истинный путь докучливых йогинов-небуддистов, а однажды — чтобы поставить на место одного йогина, хвалившегося способностя­ми, которых у него не было. Кроме того, Динакара умела ле­тать и обладала другими сверхъестественными способностями (сиддхи: siddhi). Другая женщина-гуру, Домбийогини, была известна своим владением ритуальными взорами и четырьмя видами ритуальных действий (успокоения, возрастания, под­чинения и разрушения), а также способностью ходить по воде. Женщины-гуру, сестры Мекхала (Mekhala) и Ка-накхала (Kanakhala), владели магическими взорами и способнос­тью проходить сквозь плотные предметы. Они умели перено­сить предметы на расстояние, что проделали с хижинами некоторых индуистских йогинов, которые досаждали им свои­ми нелепыми вопросами. Гангадхара (Gahgadhara), царевна, которая стала знаменита как учитель Кьюнгпо Налчжора (Khyung-po rNal-'byor) и духовная спутница Майтрипы, была также известна силой своих ритуальных взоров. Она предпо­читала жить в лесу и могла преображаться, принимая множест­во обликов. Однажды она обратилась в волчицу и в этом обли­ке принимала ритуальные подношения.

Примеры обретения женщинами магических сил можно про­должить: Бандхе (Bandhe), лучшая ученица Канхи, была ясно­видящей, могла становиться невидимой, владела ритуальными взорами и искусством быстрой ходьбы, то есть способностью за несколько минут преодолевать большие расстояния. В Ассаме своими магическими силами она обратила на Путь целое царст-^ во, сначала вызвав дождь, чтобы погасить бушующее пламя, а затем мантрами и телесными преображениями отразила натиск тантристов-индуистов (вишнуитов), расстроив их богослужение в храме и сея разрушения, пока народ, взмолившись к ней, не обратился на путь. Другая ученица Канхи, Джалахари (Jalahari), умела наполнять свою чашу-череп рисом, супом и пивом, пере­нося все это из кухонь людей. Когда же ее чаша была полна, она не ела эту еду, а питалась, вдыхая ее сущность. Когда супруг Джатиджалы (Jatijala), Буддашриджняна (Buddhasrijiiana; бывший монах, известный также под именем Джнянапада: Jnanapada), собрался уединиться для выполнения практики махамудры (mahamudra), жена научила его ритуалу умилостивления Джам-балы (Jambhala), бога богатства, чтобы в период занятия практи­кой он мог не заботиться о средствах на жизнь. В XI веке в Южной Индии восемь учениц Локапрадипы (Lokapradlpa) обре­ли сверхъестественную способность оставаться вечно юными. Алоки (Alokl) и Душила (Duhslla), две куртизанки, которые были ученицами одного и того же йогина — лесного отшельника, тоже были знамениты своими магическими способностями. Одна йогини, имя которой до нас не дошло, благодаря тому, что в тече­ние месяца повторяла мантру Тары на месте сожжения трупов и покрывала веки их пеплом, обрела способность становиться не­видимой. Знаменитая йогини Менака (Menaka), которая обре­ла совершенство, «бескрайнее как небо», владела четырьмя ма­гическими взорами и могла ходить по воде. Кангкана (Kangkana), одна из близких учениц Канхи, могла делаться невидимой и забавлялась тем, что перемещала плоды с одного дерева на дру­гое, а спутница Куккутипы (Kukkutipa) обладала способностью превращаться в наседку.

Владение ритуалами и магией требовало не только медита­тивной подготовки, но и точного эзотерического знания риту­альных предметов, действий и того, что нужно произносить. Женщины запечатлели свой опыт ритуалов, написав наставле­ния о том, как использовать мантры и ритуалы, чтобы достичь конкретных результатов. Руководства по практике Обезглав­ленной Ваджрайогини, написанные Лакшминкарой, и руко­водства по практике Манджушри, написанные Яшодаттой (Yasodatta) и Яшобхадрой (Yasobhadra), включают в себя на­ставления по начитыванию мантр для достижения особых, а в некоторых случаях и экзотических целей, например: сотрясти целый город, подчинить себе царя, потребовать исполнения любых желаний.

Особенно богаты ритуальными подробностями сочинения Сиддхараджни (Siddharajnl). Она исчерпывающе излагает ритуал, медитацию и йогическую систему практики Будды Беско­нечной Жизни (Амитаюса), а также дает письменные руковод­ства по родственным божествам — Хаягриве (Hayagrlva) и Ава-локитешваре (Avalokitesvara). Ее руководство по Хаягриве включает в себя наставления о том, как освящать вылепленное из теста подношение (санскр. бали: bali; тиб. торна: gtor-ma), символизи­рующее сокровенные телесные субстанции и природные качества просветления, и как использовать ритуальные фигурки для уст­ранения препятствий своих учеников. Сиддхараджни щедро делится своими знаниями ритуала в руководстве по практике эзотерической формы Авалокитешвары. В этом сочинении опи­сывается создание сложной мандалы, методы приготовления ле­карственных пилюль и тантрических «внутренних подношений», объясняется, как правильно убирать ритуальные вещества и де­лать огненное подношение, связанное с активностью подчине­ния. Она написала и еще один текст — о том, как выполнять огненное подношение, завершая выполнение уединенной прак­тики Амитаюса. Ее авторитет в этой области признаётся тремя из четырех школ тибетского буддизма.

Эти многочисленные примеры, которые, вне всякого сомне­ния, представляют собой реальные случаи, ясно демонстриру­ют, что женщины не просто обеспечивали мужчинам помощь в ритуалах, но самостоятельно обретали магические силы и спо­собности, необходимые для выполнения ритуалов. Хотя лите­ратура Тантры лишь мимоходом упоминает о магических спо­собностях женщин (и мужчин), эти проблески рисуют духовную картину, в которой женщины были вольны как птицы и с лег­костью переступали порог, отделяющий мир обычной действи­тельности от страны магии, где мысли реальны, всё видимое — лишь символы, а предметы отражают творческие способности ума. Благодаря тантрической практике женщина наглядно ви­дит созидательную способность собственного ума во всем, что она воспринимает в так называемом внешнем мире. Дакини Сияющая Львица прославила магию, что правит в мире мудро­сти, такими словами:

Не смотрю на «иное», смотрю на «я». «Я» — бескрайняя изначальная мудрость, А все «иное» магией этого «я» сотворено. Мудрость недвойственности — за пределами ума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: