Основоположницы и первооткрывательницы

Буддийская Тантра предлагает ряд методов для развития ума и очищения сердца. Эти методы включают в себя созерцание божеств и их почитание, красочные и эффектные ритуалы, священное искусство и движения, тонкие йогические практики для преображения мирских страстей в утонченные состояния блаженства и просветленного восприятия. Эти методы появля­лись в Индии периода Пала (VIII—XII вв.), по мере того как высокие тантрические учителя вводили новых божеств, новые практики и учения. Новые учения рассматривались не как итог личного творчества, а как откровения, которые приходят с дру­гого уровня реальности и могут быть обнаружены благодаря медитации, сновидениям и видениям наяву.

Возникновение учений нового типа не было явлением из ряда вон выходящим, потому что в Махаяне задолго до того был известен уровень медитативного сосредоточения, на кото­ром возможно общаться с буддами и получать от них дополни­тельные учения. Согласно имеющим большое значение ранним текстам Махаяны, люди, достигающие в медитации этого уровня восприятия, будут:

...чисты умом и видеть будд... Они узрят... будд, сидящих и проповедующих Истинную Дхарму... для них всё будет пред­ставать лишь как будды, а также возвышенная Дхарма. Для тех, кто одарен такими качествами, ничто зримое или слы­шимое не будет восприниматься иначе, как учения множе­ства будд.

Согласно учению Махаяны, буддийская истина (или Дхарма) всегда будет доступна для людей, обладающих достаточными способностями видения. Как сказано в другом тексте Махаяны, буддийские учения «укрывали в горах, в подножиях гор и в деревьях... Даже если Будда не присутствует, для тех, чей ум совершенен, Дхарма будет являться с небес, из стен и деревьев». По мере того как учителя передавали своим ученикам то, что они получили в откровениях, некоторые из их духовных начинаний закладывали основу линий передачи учений, кото­рые процветали в Индии, а затем распространились в Непале и Тибете, составив ядро гималайского буддизма, сохранившегося и поныне.

Социальная маргинальность и отсутствие жесткой органи­зации тантрического движения в средневековой Индии позво­лили женщинам свободно участвовать в процессе получения откровений. При отсутствии формальных препятствий к их уча­стию, женщины имели такой же доступ к практикам, позволя­ющим обрести опыт видения, и такой же духовный авторитет, как и мужчины. Женщины получали духовный опыт благода­ря практикам медитации и тонкой йоги, и свой авторитет они завоевывали именно на основе этого опыта, а не вследствие принятия монашеского сана или получения места в религиоз­ной иерархии. Вследствие своего неограниченного участия, жен­щины способствовали созданию буддийской Тантры, передаче учений, ритуалов, методов медитации и йогических практик, которые продолжают занимать важное место в современной практике непальского и тибетского буддизма.

Многое из того вклада, который внесли женщины, настоль­ко органично вплелось в ткань буддийской Тантры, что уже совершенно невозможно связать каждую практику и учение с одной из конкретных женщин. Это позволило историкам оши­бочно утверждать, что данная традиция развивалась мужчина­ми и для мужчин и не имеет никакого отношения к прозрениям или вкладу женщин. Однако вклад отдельных женщин можно указать с высокой степенью точности и конкретности. Свиде­тельства их деятельности как первооткрывательниц остались в виде сохранившихся письменных памятников, их упоминаний в истории линий передачи и биографической литературы, по­священной описанию их жизненного пути и деятельности как учителей. Можно доказать, что именно женщины ввели новых божеств и новые методы практики уже существовавших божеств, среди которых — Будда Бесконечной Жизни (Амитаюс: Amitayus) и эзотерические практики Авалокитешвары, введен­ные Сиддхараджни, и мандала Чакрасамвары, применяемая для целительства, которая происходит от Нигумы. Женщины ввели ритуалы, которые ныне широко известны в тибетском буддизме: посвящение долгой жизни, которому учила Сиддха­раджни, и ритуальный пост практики Авалокитешвары, вве­денный бхикшуни Лакшми. Кроме того, женщины ввели бо­жеств в женском облике, которые среди женщин пользовались особой популярностью: например, практика Гневной Красной Тары, введенная Ваджравати, и практика Обезглавленной Вад-жрайогини, которой учили Лакшминкара, Мекхала и Кана-кхала. За исключением Гневной Красной Тары, относительно которой мне пока не удалось найти документов, подтверждаю­щих, что ее культ сохранился, все эти божества и связанные с ними практики сохранились до наших дней. Кроме того, осно-ноположницами буддийской Тантры можно считать женщин, упоминаемых в ее анналах как учителя и гуру — по сути, как духовные матери — мужчин, почитаемых основателями этого движения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: