Сиддхараджни же была первооткрывательницей эзотерической формы Авалокитешвары, которую используют три новых (сарма) школы тибетского буддизма. Это Падманартешвара (Padmanartesvara), или «Владыка, Танцующий на Лотосе».84 В наше время он более известен как Джинасагара (Jinasagara), что означает «Океан Победоносных». Экзотерические формы Авалокитешвары — такие как тысячерукий Авалокитешвара, передача которого идет от бхикшуни Лакшми, и форма в сидячей позе, четырехрукая, которая связана с Атишей, — обычно изображаются всеми средствами тибетского искусства и их учения передают широко и открыто. Данная же, в высшей степени сокровенная форма Авалокитешвары, в искусстве и обычной литературе встречается редко. Она традиционно предназначается для посвященных в Тантру и требует обширных наставлений по сложному ритуалу и йогическим практикам. Традиция требует, чтобы с изображения Падманартешвары снимали покров только во время посвящения, а затем им должен был владеть и пользоваться тот, кто выполняет практику, хотя в нынешней атмосфере растущей открытости тантрических изображений ситуация понемногу меняется.
|
|
Есть несколько разновидностей Владыки, Танцующего на Лотосе, которые отличаются такими иконографическими особенностями, как число рук, предметы, которые они держат, сидячая или стоячая поза, а также наличие или отсутствие супруги. Практика красного четырехрукого Авалокитешвары, которую ввела Сиддхараджни, используется в школах тибетского буддизма: кагью, сакья и гелугпа. Падманартешвара изображается в союзе с Гухьяджняной (Guhyajnana). Они восседают на лотосе. Гухьяджняна — красная и четырехрукая, в руках держит чашу-череп, нож для сдирания шкур, меч мудрости и тантрический посох (кхатвангу). Владыка и владычица могут быть изображены с четырьмя руками каждый — что отвечает более ранней стадии визуализации, или с двумя руками каждый — что отвечает тайной практике. Их окружают пять божественных пар, которые наделены цветом и символами соответствующих семейств будд.89 Это только некоторые из множества божеств, которых следует представлять в ходе этой сложной медитации.
Текст Сиддхараджни отражает последовательность стадий практики: внешней, внутренней, тайной и самой тайной. Важную часть внешних ритуалов составляют освященные лекарства, приготовленные тантрическими учителями, участники же, принимая эти лекарства, используют одну из возможностей принять в себя благословение, снисходящее в ходе таких ритуалов. Объяснив, как разложить ритуальные принадлежности, освященные лекарства, внутренние и внешние подношения, Сиддхараджни описывает Падманартешвару, Гухьяджняну и членов их свиты так, как должен представлять их медитирующий. Внутренняя практика состоит в том, чтобы представлять божеств в разных точках тела, а затем растворять их, превращая в лучистую энергию, и распространять тепло и свет по всему телу, дабы совершить очищение ума и чувств. Медитирующий возжигает огонь в низу живота, и пламя расплавляет божеств, пребывающих над ним. Сиддхараджни объясняет, каким образом этот внутренний огонь сжигает все заблуждения и загрязнения:
|
|
Божества в тайном месте пылают
Главы четырех чакр тоже сгорают дотла.
Огонь, дойдя до А у пупка,
Сжигает [А] и касается ХАМ [на макушке],
Отчего вниз струится нектар бодхичитты, наполняя
четыре чакры,
[Чьи] божества горят, умножая свое великое блаженство.
Все будды трех времен,
Живые существа, любовь, ненависть и всё прочее...
Становятся неотделимы от дыхания, они собираются
и поглощаются. Огонь сжигает всё нечистое.
В состоянии пустоты и глубокого сострадания,
Естественный ум пребывает в недеянии.
[В] подлинном состоянии нерассудочной ясности
Храни незапятнанную исконную осознанность.
Держи дыхание и очистись от всякой пристрастности
[двойственного мышления].
К этому непередаваемому состоянию внутреннего воспламенения Сиддхараджни добавляет стадию «поистине тайной практики», где плоды предыдущих йогических процессов получают метафизическое осмысление, что приводит в действие тончайшие уровни очищения. Царица Сиддхов описывает прозрения, покоряющие вершины медитации:
Не ищи уединения где-то снаружи:
Само тело есть чертог божества (мандала).
Не ищи божество где-то еще:
Сам ум, нерожденный и неумирающий, —
Он и есть истинный гуру, глава семейств будд.
От непонимания этого — страсти и неведение;
Постигнув же, обретаешь освобождение и великое
сострадание.
Твое богатство мыслей — Это тысяча будд.
Безудержный, яростный гнев не имеет основы —
Постижение этого есть Хаягрива.
Мгновенно вспыхивающее вожделение не имеет корня —
Постижение этого есть Гухьяджняна. Множество гордых чувств, освобожденных
от привязанности к самим себе, Становятся героями.
Порывы ревности в отсутствии надежды и страха Становятся героинями.
Омраченность от непонимания природы ума
— Это заточение в круговороте бытия;
Постижение этого есть блаженное освобождение.
Образы божеств суть спонтанные проявления
природы твоего ума; Если понимаешь [божества] как материальные —
это заблуждение: Божества — это природа ума, явленная в сфере
абсолютной реальности.
Всё, что говорится или слышится, — эхо невыразимого.
Это изначально чистое, подлинное осознание
С самого начала пребывает в сфере абсолютной реальности.
Когда [гуру] указал ее, а ты распознал, —
Ты обрел постижение абсолютной реальности.
Это и зовется состоянием будды.
Подробное описание того, как можно достичь состояния будды, которое дает Сиддхараджни, показывает, что женщины достигали конечной цели следуя этой традиции. Это утверждение было бы верным и в том случае, если бы она была автором одного этого сочинения, потому что подобные произведения не стали бы приписывать женщине, не будь живых и неоспоримых примеров того, о чем в них говорится.