Союз как почитание партнерши

Йогу соединения, принадлежащую к буддийской Тантре, час­то называют «почитанием женщин» или «почитанием парт­нерши». Вследствие ее эзотерического характера эту практику часто называют «тайным почитанием», а также «великим почи­танием». Буддолог Луи де ля Балле Пуссен объявил «почи­тание женщин» «самой заметной особенностью» буддийской Тан­тры, имея в виду важность этой темы в тантрической литературе. Выступая в роли почитателя, мужчина делает ряд подношений, а также с помощью символов и конкретных выра­жений обозначает свое подчиненное положение. Кульминация почитания — это подношение сексуального удовольствия, ко­торое помогает женщине в ее йогических практиках, духовном развитии и преображении страсти в божественный экстаз.

Буддийская практика ритуального соединения как форма почитания имеет индуистские параллели. Поскольку буддизм разделяет почитание женщин с индуистской Тантрой, эту раз­новидность практики можно рассматривать как часть более широкого направления культуры, а не изолированную ветвь исторического развития, которую можно интерпретировать лишь В свете буддийских учений и категорий.

Отправная точка этого почитания — признание партнерши божеством, или по природе просветленной. Эта тема находит свое выражение в следующем отрывке из Чандамахарошана-тантры:

Мужчина [видит] женщину как богиню, Женщина [видит] мужчину как бога. Соединяя алмазный жезл и лотос, Они должны сделать друг другу подношение. Кроме этого нет иного почитания.

Видеть в партнере божество — ключ к этой форме почитания. Увидев в своем партнере бога или богиню, человек естествен­ным образом испытывает чувство благоговения. Здесь нет нуж­ды в сложных наставлениях, поскольку любовная игра сама собой становится усладой божеств. Каждый жест превращается в акт почитания, каждый страстный вздох и каждое слово любви становится молитвой, а взор, устремленный в глаза возлюблен­ного, — сосредоточенной медитацией.

Хотя мужчина и женщина признают друг в друге божество полностью взаимно, от мужчины требуется откликаться на бо­жественность женщины многочисленными знаками почитания, телесными действиями поклонения, а также благоговейным, про­сительным отношением. Что до женщины, то видеть мужчину как будду — это просто часть ее йоги, или упражнения вос­приятия. Для мужчины же видеть в женщине божество — это часть целого комплекса почитания, когда он подносит дары и традиционные знаки почитания: светильники, курения, цветы, ткани, украшения и благовония — всё это он подает ей собственными руками. В том же самом отрывке дальше идут ука­зания относительно того, как мужчина должен почитать жен­щину:

Затем йогин с любовью

Делает перед [собой] мандалу,

И женщина входит в нее.

Как воплощению Запредельной Мудрости

Он всё время воздает [ей] почести цветами,

Курениями, светильниками и другими предметами.

Объединив пять мандал,

Он должен простереться перед ней,

Обойти [ее] посолонь и

Воздать почести пылающей страстью йогини.

Так, наполнив свой ум благоговением,

Почитает мужчина женщину.

Простирания и обход вокруг — это традиционные индийские способы выказывания уважения. В тексте также настаивается, чтобы ум мужчины, равно как и его действия, были «полны благоговения».

Для мужчины, практикующего почитание женщины, выра­жения благоговения не ограничиваются ритуальными правила­ми, но пропитывают всю повседневную жизнь. В целом, муж­чина «должен говорить приятные слова и давать женщине то, чего она хочет». В этом тексте предписывается, чтобы после ритуального соединения и в перерывах между практиками муж­чина простирался перед женщиной, растирал ее стопы, готовил для нее еду, кормил ее и ждал бы, когда она поест, чтобы взять себе остатки. Такие взаимоотношения, когда мужчина готовит еду и ест только после женщины, являют собой яркую форму служения и ухаживания в индийской культуре. Кроме того, в них проявляется субординация иерархических уровней. Каса­ясь стоп женщины и массируя их, мужчина еще одним спосо­бом проявляет свое смирение и подчиненное положение. Далее, мужчина должен считать чистым любое вещество, выделяющее­ся из тела женщины, и охотно касаться его и принимать внутрь. Например, он должен желать отведать сексуальной жидкости и менструальной крови из ее полового органа и лизать любую часть ее тела, если его об этом попросят. Его молитва-благо-пожелание заключается в следующем:

Я должен практиковать почитание женщин, Пока не постигну сути просветления.

В этой практике почитания взаимоотношения между мужчиной и женщиной аналогичны отношениям между мужчиной, покло­няющимся богине, и самой богиней. Эта тема подробно рас­крывается в Чандамахарошана-тантре, где будда Ваджрай-огини требует почитания в форме поклонения женщинам. В длинной речи Ваджрайогини провозглашает, что во вселен­ной все женщины и существа женского пола есть ее воплощения (рупа: гпра), а потому нужно почитать их и служить им. Ког­да Чандамахарошана спрашивает ее, как йогин должен почи­тать Ее Святейшество, Ваджрайогини отвечает, что он должен подносить ей свое почитание женщин:

Он должен постоянно почитать Ваджрайогини Цветами, курениями и тканями, а также Славить ее речами и изысканными выражениями, Сложив ладони.

Он должен смотреть на нее, касаться ее и созерцать [ее], Соответствующим образом применяя свою речь. Целуя и обнимая, он должен всегда почитать Ваджрайогини: Если может — физически, или же мысленно и словесно, если не может.

Тот, кто ублаготворяет меня, обретает высшее достижение. Мое тело неотличимо от тел всех женщин, И нет другого способа почитать меня, Кроме как почитать женщин (стрипуджа).

Представляя, что она — целиком мое воплощение, Он должен предаваться любви со своей женщиной. Благодаря соединению алмазного жезла и лотоса Я дарую просветление.

Ваджрайогини также утверждает, что частью поклонения ей должно быть сексуальное удовольствие и удовлетворение. Ме­тод почитания партнерши иногда представляется как поклоне­ние женскому органу. Женский орган иногда называется пря­мо как бхага, йони (yoni) или метафорически — как лотос (падма). Наружные части полового органа напоминают лепестки лотоса, а влагалище и шейка матки — сердцевину цветка. Это сходство формы, а также тот факт, что лотос — 1буддийский символ чистоты и просветления, делают этот цветок естествен­ным символом женского полового органа. Чакрасамвара-тантра учит, что «тот, кто искусен, почитает чистый лучезарный лотос йогини». Ваджрайогини сулит свое благоволение и бла­гословение мужчине, который почитает ее так:

А ХО! Вот он, мой лотос,

Кладезь всяческого блаженства!

Тому, кто почитает его ритуалом,

Я дарую высший успех.

Мудрый отдает должное соединению,

Совершая необходимые действия в лотосе.

В Чандамахарошана-тантре Ваджрайогини описывает, как дол­жно происходить это тантрическое почитание. Для совместной практики йогину и йогини нужно удалиться в уединенное мес­то. После долгого взирания друг на друга и достижения устой­чивого сосредоточения женщина должна обратиться к мужчи­не, утверждая, что он — ее сын и муж, брат и отец, и заявляя, что на протяжении семи поколений он был ее слугой и рабом, которого она приобрела и которым владела. Он в свою очередь должен, пав к ее стопам, сложив ладони в почтительном жесте, заявить о своей преданности и смиренном служении ей и про­сить ее одарить его любящим взглядом. Тогда она привлекает его к себе, целует и направляет его уста между своих бедер, обнимает и игриво щиплет его.68 Она объясняет, как сделать ей поношение удовольствия:

Мой друг... всегда принимай прибежище у моих ног.

Будь щедр, возлюбленный,

И доставь мне наслаждение своим алмазным жезлом.

Взгляни на мой трех лепестковый лотос:

Его середина украшена пестиком.

Это рай Будды, украшенный красным Буддой,

Праматерью, дарующей тем, кто страстен,

Блаженство и покой.

Отбрось все рассудочные мысли

И соединись со мной, лежащей навзничь,

Поставь мои стопы себе на плечи

И рассмотри меня сверху донизу.

Пусть полностью пробужденный жезл

Женщины в тантрических: взаимоотношениях:

Войдет в отверстие в середине лотоса.

Двигайся сто, тысячу, сто тысяч раз

В моем трехлепестковом лотосе

Из набухшей плоти.

Поместив туда жезл, доставь удовольствие моему уму.

Ветер, внутренний ветер — мой лотос непревзойден!

Пробужденный кончиком алмазного жезла,

Он ал, как цветок бандхуки (bandhQka).

IB этом отрывке из йогини-тантры будда в женском облике тре­бует доставить удовольствие своему воплощению, земной жен­щине. Здесь находит свое отражение то, что можно назвать «жен­ским взглядом», или гиноцентрической перспективой, потому что эротическое переживание и телесное воплощение описаны с женской точки зрения. Этот женский будда то называет женщи­ну в третьем лице, как кого-то другого, то говорит от первого лица, отождествляя женщину с собой. Это отождествление — важная часть практики созерцания и для мужчины и для жен­щины, когда они выполняют йогу соединения. В наставлениях уточняется, что мужчина должен быть свободен от похоти и со­хранять ясное, нерассудочное состояние ума. Его наставляют не заканчивать почитание, пока женщина полностью не удовлетво­рена. Только тогда ему позволительно сделать паузу, чтобы под­крепиться пищей и вином, — но, разумеется, только подав сна­чала всё это женщине, чтобы она вкусила первой! Для него не идет никакой речи об эгоистичном поиске наслаждений, посколь­ку он должен служить своей богине и ублаготворять ее.

Чтобы тантрический йогин сумел выполнить эту благую за­дачу, в различных тантрах описываются достоинства, которые он должен в себе развивать, что требует применения целого ряда эротических приемов, сходных с теми, которые описыва­ются в светском руководстве по искусству любви, или камашастра (kamasastra). В Чандамахарошана-тантре описываются которые приемы и приводится перечень рекомендуемых поз, таких как «раскачивание качелей», в которой партнеры пере­плетают руки и медленно раскачиваются, «потирание бедер», которой женщина ставит ступни на основание бедер мужчины. Особенно рекомендуется «обратный союз», при котором «чина лежит навзничь, а женщина берет на себя более активную роль. Хотя все эти указания обращены к мужчине, подразумевается, что женщина тоже осведомлена. Судя по этим длинным перечням, можно догадываться, что тантрические пары могли применять сексуальную технику столь же виртуозно, как и наслаждающиеся любовники, украшающие стены ин­дийских храмовых башен. Атмосфера безудержного востор­га, изысканной чувственности, а также взаимности, свойствен­ная скульптурным изображениям влюбленных пар, наполняет и соответствующие литературные описания в тантрических тек­стах, с их торжествующе откровенным утверждением чувствен­ности в духовном контексте.

Сокровенное подношение сексуального удовольствия, на­зываемое соответственно «тайное подношение» или «тайное по­читание», протекает поэтапно. Одна из целей эротической игры состоит в том, чтобы возбудить истечение женской сексуальной жидкости, равноценной семенной жидкости мужчины. С по­этической деликатностью этот процесс описывается в Хевадж-ра-тантре:

В лесу, в уединенном месте или даже в собственном доме

Сведущий йогин должен постоянно почитать

Возвышенную супругу, представшую без одежд.

Поцеловав и обняв, коснись бхаги.

Кончик мужчины, прижавшись (или целуя),

Пьет сладкий нектар с нижних губ.

Обладатель жезла должен упорно руками

Делать то, что рождает мускус страсти...

Снова и снова соединяйся алмазным жезлом,

Рассматривая ее сверху донизу.

Так обретешь обширные духовные совершенства

И станешь равным буддам.

В этом отрывке описывается, как кончик фаллоса извлекает нектар из венчика лотоса женщины, словно уста, пьющие слад­кое вино из цветка лотоса. В санскритском оригинале присут­ствует множество поэтических оттенков. Мужской орган именуется «алмазным жезлом» (ваджра) и «носом», или «кон­чиком», (насика: nasika). О контакте, который побуждает жен­щину источать свою сексуальную жидкость, говорится как о «вкушении» и «наслаждении», а термин, который означает «пить», имеет еще значения «целовать» и «извлекать», что про­исходит от сходства между поцелуем, извлечением прессом не­ктара из сомы и получением опьяняющего напитка.

Мужская и женская сексуальные жидкости обозначаются одним и тем же термином (шукра: sukra), хотя обычно его пере­водят на западные языки как «семя», что привело к широко распространенному заблуждению о том, что имеется в виду только мужская жидкость. Женская жидкость называется и другими словами, например, мадху (madhu), что означает нечто сладкое, как мед, нектар или вино. Другой эпитет — «цве­точная вода», или «самовозникшая цветочная вода». Посколь­ку истечение нектара из «лотоса» партнерши сопровождается ощущением ею блаженства и повышенной осознанности, эту жидкость также называют «мускусом страсти» или «мускусом опьянения», имея в виду опьянение блаженством.

Тантрический союз подразумевает смешение сексуальных жидкостей для обретения духовного просветления, а не для продолжения рода. Мужчина и женщина соединяют, а затем впитывают свои объединенные жидкости — смесь, которую ча­сто упоминают как смешение белых и красных капель, или камфары и красного сандала. Существует широко распростра­ненное заблуждение, что под красным элементом, который дает женщина подразумевается менструальная кровь, но это вовсе не так. Словом «красное» обозначается эндокринное содер­жимое женской сексуальной жидкости, а не ее цвет. Йогическую практику смешения белой и красной жидкостей поэтичес­ки описал Бабхаха, один из последователей Тантры, который стремился обрести просветление совместно с женщиной, имев­шей ту же цель:

В священной обители бхаги

Возвышенной, искусной спутницы

Выполняй практику смешения белого семени

С ее океаном красного семени.

Потом впитай, подними и распространи нектар,

Дабы породить поток восторга, доныне неведомого.

Затем ради удовольствия преодоления удовольствия,

Созерцай всё это как нераздельное с пустотой.

Считается, что сексуальные жидкости обладают особым свой­ством питать психическую, или йогическую, структуру. Поэто­му йогин и йогини представляют, как в них впитывается и распространяется по всему телу дарующий блаженство нектар. Цонгкапа восхваляет сущность сексуальной жидкости как нектар, дарующий состояние всеведения будды. В Чандамоха-рошана-тантре о ней говорится так: «Это лучшее из яств, вкушаемое всеми буддами».

Хотя этот йогическии процесс (который присутствует и в индуистской Тантре и йоге) выполняют как мужчина, так и женщина, «смешивая свои сущности», в тантрах (как индуист­ских, так и буддийских) акцент делается на поглощении муж­чиной женских жидкостей. В Хеваджра-тантре говорится, что духовные женщины, или женщины, принадлежащие к пяти семействам будд, являются «даровательницами сиддхи, и их сексуальная жидкость несокрушима, а потому ее выпивает йогин, воздав женщине почести)». Считается, что извлечение сущности женской жидкости дает самый утонченный вид пита­ния — рождает великое блаженство. В Хеваджра-тантре мужчина получает наставление принять обет во всех будущих жизнях продолжать впитывать женские сущности. Упор на то, что мужчина впитывает женскую сущность, — одна из осо­бенностей, отличающих этот союз от обычных сексуальных от­ношений. Индологи Фредерик Марлен и Венди О'Флайерти отмечают, что тантрический подход, согласно которому мужчи­на намеренно впитывает женские жидкости, противоположен обычному супружескому соединению, когда, в первую очередь, именно женщина поглощает мужскую жидкость. Тема полу­чения мужчиной женских жидкостей присутствует также и в индуистской Тантре традиции шакта, что свидетельствует о ее сродстве с буддийской Тантрой. О'Флайерти предполагает, что так находит свое выражение в ритуале относительность статуса мужского и женского, поскольку он отражает энергию, перете­кающую от женщины к мужчине.

Хотя в текстах явно говорится о том, что мужчина поглоща­ет женскую жидкость, это, безусловно, предполагает смешива­ние и обмен жидкостями. Мужчина также использует «соб­ственную субстанцию», дабы сделать подношение партнерше: «Необходимо делать подношение женщине своего семейства буд­ды, предлагая ей свои субстанции». Это «подношение своей субстанции» подразумевает самый интимный йогическии аспект этого ритуала.

Таким образом, в ритуале почитания женщины мужчина в качестве подношения отдает самого себя — что подразумевает уважение и обожание, — собственное тело в качестве удовольствия, которое он ей доставляет, сексуальные жидкости, кото­рые он смешивает с ее жидкостями, дыхание, которое он объе­диняет с ее дыханием, и тонкие энергии, которые переходят от одного к другому и циркулируют в обоих, благодаря чему оба получают возможность обрести переживания, которых не смог­ли бы получить самостоятельно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: