1. Уточнить и понять цели экспертизы коммуникативной культуры учителя, а также цель наблюдения.
Схема наблюдения
| Ранговое место словесного воздействия при высоком уровне понимания учителем учеников | Виды словесных воздействий | Ранговое место словесного воздействия при низком уровне понимания учителем учеников | Слова, высказывания, обращения того или иного вида воздействии на разных этапах урока | Всего воздействий того или иного вида у наблюдаемого учителя | Ранговое место того или иного вила воздействий у наблюдаемого учителя |
| – | Нравоучение | ||||
| – | Нотация | ||||
| Обращение по фамилии | |||||
| Повышение тона | |||||
| – | Дисциплинирование — приказ | ||||
| – | Замечание — вопрос | ||||
| – | Угроза | ||||
| Команда | |||||
| – | Упрек | ||||
| – | Просьба | ||||
| Распоряжение | |||||
| Инструктирование | |||||
| Поощрение | – | ||||
| Юмор | – | ||||
| Ободрение | – | ||||
| Диалог | – | ||||
| Порицание | – | ||||
| Ирония |
2. Внимательно изучить схему наблюдения.
3. Вспомнить или заново познакомиться со спецификой метода наблюдения и требованиями к нему.
4. Настроить себя на объективную фиксацию наблюдаемого, исключив влияние субъективных установок на учителя, процесс и результат наблюдения
5. Познакомиться со словарем терминов, раскрывающих смысл различных видов словесных воздействий; при необходимости обратиться к дополнительной литературе.
II. Проведение наблюдения
1. При знакомстве с учителем, урок которого наблюдается, и установлении контакта с ним избегать формулирования конкретной цели наблюдения.
2. Фиксация наблюдаемых словесных воздействий ведется по схеме (см. таблицу, где в графе 4 записываются слова, обращения, высказывания, которые могут быть отнесены к тому или иному виду воздействий: если возникают трудности в отнесении тех или иных высказываний к определенному виду, можно воспользоваться словарем терминов).
3. Необходимо записывать словесные воздействия, отсутствующие в схеме, но имеющиеся в речи учителя. Этот материал следует использовать при проведении анализа и подведении итогов.






