double arrow
Как пользоваться методическими рекомендациями

Работа над освоением содержания этого курса включает в себя лекционные, лабораторно-практические занятия, а также самостоятельную работу студента. Методические рекомендации, которые Вы сейчас держите в руках, помогут Вам в работе на лабораторно-практических занятиях и при самостоятельной подготовке к ним.

Рассмотрим, какие разделы включает каждая тема, для чего они необходимы, и как с ними работать.

Каждая тема начинается со слов «Материал данной темы считается усвоенным, если Вы умеете…». В разделе с таким, не совсем обычным, заголовком перечисляются те умения, которые Вы должны приобрести, изучая эту тему, чтобы продвинуться в достижении общих целей курса. Формулировка целей в виде умений позволяет Вам самостоятельно оценивать уровень их освоения. С другой стороны эти же умения являются критериями, на основании которых контролирует результативность Вашей работы преподаватель.

В следующем разделе темы перечислены основные понятия. На первый взгляд может показаться, что поскольку занятие лабораторно-практическое, то при чем здесь научные понятия? Противоречие это только внешнее – осознанная практика невозможна без теоретического осмысления, другими словами, без освоения теоретических понятий невозможно освоить и конкретные умения. Недаром, выдающийся психолог К. Левин сказал: «Нет ничего практичнее хорошей теории». Дополнительно оценить меру освоения понятия Вы можете по следующей схеме:




Понятие освоено, если Я могу… · Сформулировать его определение; · указать, с какими понятиями и как оно связано; · самостоятельно приводить примеры конкретных явлений, фактов, ситуаций, относящихся и не относящихся к данному понятию; · применять это понятие для анализа ситуаций, планирования действий, формулирования запросов к специалистам-психологам и др.  

Далее в каждой теме приведены примерный план Ваших действий при подготовке к занятию и план работы на занятии. Задания, которые включены в эти планы, обеспечивают формирование предполагаемых умений[1]. Первым пунктом Вашей подготовки к занятиям является работа с понятиями – составление словаря этих понятий, отображение взаимосвязей между ними. При составлении словаря понятий важно использовать различные источники. Специфика гуманитарного знания вообще, и психологического в частности, состоит в многозначности их трактовок. И эта многозначность определяется как тем, что один и тот же термин может иметь разные значения в рамках различных теоретических концепций, так и внутренней сложностью, диалектичностью самих понятий.



Словарь основных понятий курса, составленный Вами, будет «работать» и при изучении следующих психологических дисциплин, станет удобным справочником для Вашей будущей профессиональной деятельности. В словаре важно указывать точные ссылки, из какого источника взято какое-либо определение – в будущем это облегчит Вам поиск необходимой психологической информации.

Работая с понятиями, важно также выявлять и фиксировать в графической и табличной форме взаимосвязи между понятиями. Это поможет Вам лучше понять содержание темы сейчас, а в будущем –восстанавливать свои знания, опираясь на схемы и таблицы.

Литературные источники указываются в пособии дважды – в разделе Литература, имеющемся в каждой теме, а также в конце пособия, в отдельной таблице. Второе представление списка литературы поможет, на наш взгляд, лучше сориентироваться в большом количестве учебников и пособий по психологии. В начале таблицы приведены те книги, которые полезны при изучении нескольких тем – постарайтесь найти их обязательно в начале изучения дисциплины! Далее идут источники, необходимые для понимания отдельных тем – в них раскрывается специфичное содержание.

Каждая тема завершается практическими и информационными материалами.

Практические материалысодержат психологические задачи и описания конкретных методик. Работая с ними, Вы сможете конкретизировать теоретические абстракции, выработать определенные исследовательские и практические умения. Методики могут оказаться полезными для самопознания, а некоторые из них пригодятся в Вашей учительской работе.

Информационные материалывключают тексты, важные для понимания темы. Многие из них опубликованы в изданиях, которые сейчас сложно найти в библиотеках. Эти материалы не заменяют, а дополняют Вашу работу с литературными источниками!






Сейчас читают про: