double arrow
Практические материалы. Наблюдение за поведением организатора дискуссии *

Наблюдение за поведением организатора дискуссии *.

Инструкция. По предложеннойсхеме можно провести как наблюдение, так и самонаблюдение за организацией дискуссии. Для этого нужно на шкале баллов обвести то значение, которое, по мнению наблюдателя, характеризует ту или иную сторону поведения организатора дискуссии.

1. Просто называет цель и тему, не пытается заинтересовать ее участников. 1 2 3 4 5 6 7 Заинтересовывает участников. умело разъясняет тему и цель.
2. Не следит за ходом обсуждения, допускает многословие и отклонения от темы. 1 2 3 4 5 6 7 Не допускает многословия и отклонений от темы.
3. Не умеет пресекать повторений. 1 2 3 4 5 6 7 Пресекает общие повторения уже сказанного.
4. Не подводит частичных итогов в ходе обсуждения 1 2 3 4 5 6 7 Подводит частичные итоги в ходе обсуждения.
5. Нечетко подводит заключительный итог, не сравнивает его с поставленной целью. 1 2 3 4 5 6 7 Четко подводит заключительный итог, сравнивает его с поставленной целью.

В отношении отдельных участников:

1. Не умеет выделить основную мысль в высказываниях участников обсуждения. 1 2 3 4 5 6 7 Стремится выделить основную мысль в высказываниях участников.
2. Слишком рано прерывает, не умеет внимательно слушать. 1 2 3 4 5 6 7 Умеет внимательно слушать, не прерывает преждевременно.
3. Принимает высказывания без доказательств. 1 2 3 4 5 6 7 Способствует тому, чтобы каждое высказывание было с доказательствами.
4. Недостаточно активизирует пассивных участников. 1 2 3 4 5 6 7 Активизирует пассивных участников
5 Не умеет разрешать недоразумения, возникающие между участниками. 1 2 3 4 5 6 7 Умеет разрешать недоразумения, возникающие между участниками.

В отношении группы в целом:




1. Не вовлекает всех участников в обсуждение. 1 2 3 4 5 6 7 Вовлекает всех участников в обсуждение.
2. Не умеет создавать доброжелательную и деловую атмосферу 1 2 3 4 5 6 7 Может обеспечить доброжелательную и деловую атмосферу.
3. Почти не использует вносимые предложения, мысли, аргументы и замечания для решения проблемы. 1 2 3 4 5 6 7 Умеет использовать вносимые предложения, идеи, доказательства и замечания для решения проблемы.
4. Многоговорит сам, мало спрашивает и слушает. 1 2 3 4 5 6 7 Выясняет мнения участников, сам говорит мало, но по существу.
5. Допускает споры, в которых от темы дискуссии переходят на личности. 1 2 3 4 5 6 7 Пресекает споры, в которых от темы обсуждения переходят на личности

При использовании данной методики в собственной педагогической практике может оказаться полезным сопоставить самооценку поведения и экспертные оценки. Значительные различия в оценках экспертов и самооценке говорят о неумении ведущего дискуссию контролировать и оценивать свое поведение. Анализ оценок поможет также обнаружить дефекты в ведении дискуссии и в дальнейшем направить усилия на корректировку своего поведения.



Наблюдение за словесными воздействиями учителя на уроке*

Цель: Дать характеристику словесных воздействий учителя на уроке.

Инструкция эксперту-наблюдателю:






Сейчас читают про: