БІЛЕТ №20

1. Фізіологічна характеристика спритності та гнучкості.

Качество ловкости представляет собой сложный комплекс способно­стей.

Ловкостью считают:

- способность создавать новые двигательные акты и двигательные на­выки;

- быстро переключаться с одного движения на другое при изменении

ситуации;» выполнять сложно-координационные движения.

Таким образом, под ловкостью, с одной стороны, понимают опре­деленные творческие способности человека незамедлительно формиро­вать двигательное поведение в новых, необычных условиях, а с другой стороны, координационные его возможности.

Критериями ловкости являются координационная сложность, точность движений и быстрое их выполнение. В основе этих способностей лежат яв­ления экстраполяции, хорошая ориентация в вероятностной среде, предви­дение возможной будущей ситуации, быстрая реакция на движущийся объ­ект, высокий уровень лабильности и подвижности нервных процессов, умение легко управлять различными мышцами. В процессе тренировки для развития ловкости требуется варьирование различных условий выполнения одно и того же двигательного действия, использование дополнительной срочной информации о результате движений, формирование навыка быст­рого принятия решений в условиях дефицита времени.

Гибкость определяется как способность совершать движения в суставах с большой амплитудой, т. е. суставная подвижность.

Она зависит от способности к управлению двигательным аппаратом и его морфофункциональных особенностей (вязкости мышц, эластичности связочного аппарата, состояния межпозвоночных дисков). Гибкость улуч­шается при разогревании мышц и ухудшается на холоде. Она снижается в сонном состоянии и при утомлении. Величина гибкости минимальна ут­ром и достигает максимума к середине дня (12 -17 час). Улучшение гиб­кости происходит, когда во время предстартового возбуждения повышает­ся частота сердечных сокращений, нарастает кровоток через мышцы и в результате разминки происходит их разогревание.

Различают активную гибкость при произвольных движениях в суста­вах и пассивную гибкость - при растяжении мышц внешней силой. Пас­сивная гибкость обычно превышает активную. У женщин связочно-мышечный аппарат обладает большей гибкостью по сравнению с мужчинами, им легче осваивать многие сложные упражнения на гибкость (например, поперечный шпагат). У лиц зрелого и пожилого возраста рань­ше всего снижается гибкость позвоночника, но гибкость пальцев и кисти сохраняется дольше всего.

2. Вікова періодизація.

Весь жизненный цикл (после рождения) делится на отдельные возрастные периоды. Возрастная периодизация основана на комплексе признаков: размеры тела и отдельных органов, их масса, окостенение скелета (костный возраст), прорезывание зубов (зубной возраст), развитие желез внутр. секреции, степень по-лового созревания, развитие мышечной силы.

Различают следующ. Возраст.периоды:

1-10 дней – новорожденный; 10дн – 1 год – грудной возраст; 1-3 года – раннее детство; 4-7 лет – первое детство; 8-12 лет М и 8-11 лет Д – второе детство; 13-16 лет М и 12-15 лет Д – подростки; 17-21 год юноши и 16-20 лет девушки – юношеский; 22-35 лет – первый зрелый возраст; 35-60 лет М и 35-55 лет Ж – второй зрелый возраст; 60-74 – пожилой; 75-90 – старческий; свыше 90 – долгожители.

В связи со школьным обучением выделяют дошкольный (6-7), младший школьный (до 9-10), средний (до 13-14) и старший шк.возраст (до 17-18 л).

Особенно отмечают период полового созревания (пуберантный или переходный период). Происходит существенная гормональная перестройка в организме, развитие вторичных половых признаков, ухудшение условно-рефлекторной деятельности, двигательных навыков, возрастает утомление, затрудняется речь, отмечается неуравновешенность эмоциональных реакций и поведения. Значи-тельный годовой прирост длины тела.

Основными закономерностями возрас-тного развития явл-ся периодизация и гетерохронность (неравномерность и разновременность роста и раз-вития).

В связи с основными закономернос-тями возрастной периодизации стро-ится программа обучения детей в школе, нормирование физических и умственных нагрузок, определение размеров мебели, обуви, одежды и пр. Закономерности роста и развития человека учитываются в законода-тельстве – возможность получить работу, вступить в брак, нести ответственность за проступки, получать пенсию.

3. Еталонна модель спортсмена у вибраному виді спорту.

Модельные характеристики отражают те требования, которым должен соответствовать спортсмен экстракласса в конкретном виде спорта. Различают два вида эталонных моделей: 1) модели конечного (дефинитивного) состояния (к ним относятся модельные характеристики пловцов высокого класса и модели пловцов-олимпийцев; 2) модели промежуточного состояния (это этапные, возрастные, в том числе ювениальные).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: