БІЛЕТ №23

1.Фізіологічна характеристика витривалості.

Физиологической основой общей выносливости является высокий уро­вень аэробных возможностей человека - способность выполнять работу за счет энергии окислительных реакций.

Аэробные возможности зависят от:

- аэробной мощности, которая определяется абсолютной и относи­тельной величиной максимального потребления кислорода (МПК) и

- аэробной емкости - суммарной величины потребления кислорода на всю работу.

Специальная выносливость определяется теми требованиями, которые предъявляются конкретными физическими нагрузками организму спорт­смена.

Решающую роль в развитии общей выносливости играют морфофунк-циональные перестройки в сердечно-сосудистой системе, отражающие адаптацию к длительной работе:

- увеличение объема сердца ("большое сердце" особенно характерно для спортсменов-стайеров) и утолщение сердечной мышцы - спор­тивная гипертрофия,

- рост сердечного выброса (увеличение ударного объема крови).

- замедление частоты сердечных сокращений в покое (до 40-50 уд./мин и менее) в результате усиления парасимпатических влияний - спортивная брадикардия, что облегчает восстановление сердеч­ной мышцы и последующую ее работоспособность,

- снижение артериального давления в покое (ниже 105 мм рт. ст.) -спортивная гипотония.

В системе крови повышению общей выносливости способствуют.

- увеличение объема циркулирующей крови (в среднем на 20%) за счет, главным образом, увеличения объема плазмы, при этом адап­тивный эффект обеспечивается: 1) снижением вязкости крови и со­ответствующим облегчением кровотока и 2) большим венозным воз­вратом крови, стимулирующим более сильные сокращения сердца,

- увеличение общего количества эритроцитов и гемоглобина (следует заметить, что при росте объема плазмы показатели их относительной концентрации в крови снижаются),

- уменьшение содержания лактата (молочной кислоты) в крови при работе, связанное, во-первых, с преобладанием в мышцах выносли­вых людей медленных волокон, использующих лактат как источник энергии, и во-вторых, обусловленное увеличением емкости буфер­ных систем крови, в частности, ее щелочных резервов. При этом лактатный порог анаэробного обмена (ПАНО) так же нарастает, как и вентиляционный ПАНО.

2. Морфофункціональні особливості організму дітей першого та

другого дитинства та їх урахування в режимі рухової актив­ності.

Перове детство 4- 7 лет

§ С 5 до 7 лет длина увеличивается на 5-6 см в год, масса тела-на 2 кг

§ масса мышц к 7-ми годам-27,2%

§ в 3 года-103 уд/мин, в 5 лет- 90-100 уд/мин, в 7 лет-85-90 уд/мин

§ ЖЕЛ изменяется незначительно. Дыхание малоэффективное: частое, неустойчивое, неглубокое
•Физическая подготовка –с 1,5-2-х мес. возраста(массаж, пассивные, пассивно-активные и активные движения)

§ •К 1-му году жизни-с помощью ФУ подготовить двигательный аппарат ребенка к ходьбе, а затем-стимулировать ходьбу, формировать правильную осанку
•К 3-м годам происходит освоение локомоторных актов(ходьба, бег без фазы полета)
• С 6-ти лет нужно готовить ребенка для интенсивных занятий ФУ в школе

Второе детство мальчики 8-12,девочки 8 – 11

§ • Особенно интенсивно растут и развиваются мышцы, обеспечивающие вертикальное положение тела, движение пальцев. В 8 лет мышечная масса достигает 28%

§ •Полностью завершается морфологическое созревание ЦНС, функции ЦНС продолжают совершенствоваться

§ •Высокая возбудимость, пластичность ЦНС способствует эффективному овладению сложными движениями. Совершенствуется взаимосвязь 1 и 11 сигнальных систем.

§ •Обмен энергии значительно выше, чем у взрослых

§ Увеличение объема сердца отстает от суммарного роста просвета сосудов, поэтому в 7-10 лет АДсистол. составляет 100-105 мм рт. ст.,ЧСС в 7-8-80-92, а в 9-10-76-86уд/ мин

§ ЖЕЛ у детей 7 лет-1155-1930мл, в 9 лет – 1470-2170мл

§ МОД возрастает с 3500мл/мин у 7-летних до 4400мл/ мин у 11-летних

§ Главная направленность ФП - развитие двигательных координаций, быстроты движений.Возраст благоприятен для закладки практически всех двигательных качеств.Велика способность к освоению техники движений. Лучше осваивают целостное движение, чем по элементам(преобладание 1сигн. системы)

3.Нормування фізичних навантажень в оздоровчому та

спортивному тренуванні.

Нагрузка должна быть достаточной (ибо только в этом случае можно добиться необходимого эффекта), но она должна быть адекватной состоянию данного человека. Целесообразно до достижения должного уровня готовности использовать максимальные (для каждого человека) нагрузки.

Соответствие используемых нагрузок состоянию и уровню подготовленности занимающихся. Если этого нет, эффекта не будет, но возможны даже неблагоприятные последствия, ибо физическая нагрузка - это обоюдоострое оружие, которое может быть как оздоравливающим, так (при неправильном ее применении) и повреждающим фактором.

Учет возрастных особенностей. Каждый возрастной период имеет (помимо общих) свои специальные задачи. В этом плане можно выделить следующие периоды:

1. Рост и развитие организма - в основном до 18-20 лет, но полное формирование организма достигается к 22-24 годам. Главная задача этого периода - разностороннее развитие организма, предупреждение нарушений и дефектов физического развития, укрепление здоровья, предупреждение хронических заболеваний и их обострения, привитие интереса к занятиям и спорту, навыков здорового образа жизни.

2. Расцвет – 23-35 лет. Задача - достижение максимальных функциональных возможностей организма и стабильности, предупреждение заболеваний. Здесь возможно применение разнообразных упражнений с учетом их общеукрепляющего и оздоровительного эффекта, достаточного объема и интенсивности, направленных на повышение надежности и сопротивляемости, развитие основных физических качеств.

3. Постепенное снижение функциональных возможностей и уровня адаптации – 36-40 лет, наиболее быстро и отчетливо - после 50-55 лет. Основная задача - продление периода стабильности и профилактика заболеваний.

4. Период инволюции - после 55-60 лет. Задача - предупреждение или смягчение «возрастных» изменений и заболеваний, первичная и вторичная профилактика, сохранение работоспособности, формирование активного долголетия.

Методика занятий, подбор упражнений, их сочетание, последовательность, объем и интенсивность нагрузок определяются педагогом с участием врача. С позиций медицины для обеспечения максимально оздоровительного эффекта можно рекомендовать лишь некоторые наиболее общие положения:

- занятия от 2-3 до 3-5 раз в неделю (оптимально 2-3) продолжительностью от 20-30 до 45-60 мин (не считая самостоятельных утренних упражнений, ходьбы и пр.) - до 12-14 часов в неделю;

- не ранее 2-х часов после приема пищи и окончания трудовых или бытовых нагрузок;

- моторная плотность - от 30-40 до 50-65% с постепенным сокращением пауз;

- увеличение нагрузки в большей степени за счет продолжительности и моторной плотности, чем интенсивности (кроме тренировочного режима);

- постепенное введение новых упражнений;

- увеличение вводной части до 20-25% для достаточной подготовки занимающихся, во избежание неблагоприятных последствий;

- наиболее эмоциональные, интенсивные, сложные и новые упражнения в середине занятий, специальные упражнения по устранению недостатков - в конце основной части;

- увеличение заключительной части упражнений на расслабление, дыхательные для снижения частоты сердечных сокращений и начала восстановления;

- если проводится специальная тренировка в беге - перед этим следует проводить 5-20-минутный комплекс упражнений для всех мышечных групп и голеностопных суставов, а в заключение - несколько расслабляющих и дыхательных упражнений.

Доступная частота сердечных сокра­щений (в минуту) с учетом возраста:

20-29 лет - 150-170

30-39 лет - 140-160

40-50 лет - 130-150

51-60 лет - 120-140

свыше 60 лет – 100-120.

Пик ЧСС - в основной части занятия, желательно не более двух пиков. В конце занятия или после его окончания через 2-3 мин ЧСС - не более 100-120 уд/мин, к 15-30-й мин исходная частота либо ее превышение не более чем на 30-40%. При ухудшении самочувствия, появлении признаков переутомления или заболевания прекратить тренировку до обследования и заключения врача.

Для обеспечения максимально оздоровительного эффекта на основании подробного опроса, врачебно-педагогического контроля и тренированности для каждого занимающегося определяется соответственно его здоровью, подготовленности, возрасту определенный двигательный режим, а также, при необходимости, его изменения. При этом следует учитывать, что главное - не определение конкретных, одинаковых для всех нагрузок, вида и дозировки упражнений, а привитие привычки к занятиям, чтобы они действительно стали частью образа жизни каждого человека, помочь ему выбрать вид занятий, который ему интереснее, приятнее, удобнее, лучше влияет на его самочувствие и настроение, т.е. максимально учитывать желания и возможности человека в пределах каждого двигательного режима.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: