Основные вопросы темы. 1. Право собственности граждан

1. Право собственности граждан.

2. Право собственности юридических лиц.

3. Право государственной собственности.

4. Право муниципальной собственности.

1. Право собственности граждан относится к частной форме собственности. Понятие «частная собственность» в советском законодательстве отсутствовало.

Под правом частной собственности в объективном смыслепонимают совокупность норм, регулирующих отношения по осуществлению гражданами трех полномочий собственника. Эти нормы составляют институт права собственности граждан.

Под правом собственности граждан в субъективном смысле понимают предусмотренную законом возможность граждан своими действиями осуществлять три полномочия собственника в пределах, установленных законом.

Основным источником возникновения права собственности гражданина является его трудовая деятельность. Однако основания возникновения права собственности и способы закрепления ее за ним зависят от трудового статуса гражданина: является ли он наемным работником, либо индивидуальным предпринимателем, либо предпринимателем, создавшим юридическое лицо.

Так, если гражданин является наемным работником, то регистрация его собственности, за исключением некоторых объектов (например, объектов недвижимости, личного транспорта), не требуется. Если гражданин
занимается предпринимательской деятельностью с образованием юридического лица, то это юридическое лицо подлежит государственной регистрации.

В собственности граждан могут быть разные объекты. К основным положениям, касающимся объектов права собственности граждан, можно отнести:

· в собственности граждан могут быть любые объекты, за исключением указанных в законе (п.1 ст. 213 ГК);

· количество и качество объектов, которые могут находиться у граждан, не ограничено, кроме случаев, указанных в законе (п. 3
ст. 55 Конституции РФ, абзац 2 п. 2 ст.1; пп. 1, 2 ст. 213 ГК);

· ограничения в количестве и качестве объектов, которые могут быть в собственности граждан, допускаются лишь в интересах защиты конституционного строя, обороны страны, нравственности, здоровья и интересов других лиц;

· сделки граждан с недвижимостью подлежат государственной регистрации, а собственник недвижимости облагается налогом;

· транспортные средства и оружие, принадлежащие гражданам, подлежат специальной регистрации;

· на приобретение некоторых объектов гражданам требуется получить специальное разрешение (это касается, например, приобретения огнестрельного охотничьего оружия, сильно действующих ядов и др.);

· граждане, содержащие домашний скот, должны соблюдать ветеринарные и санитарные правила;

· граждане, являющиеся собственниками земельного участка, обязаны заботиться о плодородии земли;

· правила, по которым граждане получают дивиденды от акционерного общества, определяются учредительными документами акционерного общества.

Осуществление права собственности гражданином происходит по принципу: ему разрешено все, что не запрещено законом.

Законодатель выделяет права собственников и несобственников на два недвижимых объекта: земельные участки и жилые помещения. Причем, права на земельные участки регулируются не только ГК РФ, но и Земельным кодексом РФ.

Права собственников на недвижимые объекты:

I. Права собственников на земельные участки. Эти права регулируются 17 главой ГК РФ, в качестве субъектов этих прав могут быть покупатели, наследники, приватизаторы земельных участков. Суть этих прав:

а)собственник земельного участка вправе распоряжаться им, если земля не исключена и не ограничена в обороте (п. 1 ст. 260 ГК РФ);

б) установленные цели использования земельного участка не должны нарушаться его собственниками;

в) права собственности на земельные участки распространяются на его поверхностный слой, водные объекты и растения, находящиеся на нем
(п. 2 ст. 261 ГК РФ), и на все, что находится на поверхности этого участка (п. 3 ст. 261 ГК РФ);

г) собственник земельного участка может возводить на ней здания и сооружения, осуществлять их перестройку и снос, разрешать строительство, но при условии соблюдения градостроительных и строительных норм, а также требований о целевом назначении участка (п.1 ст. 263 ГК РФ);

д) при переходе права собственности на здание, принадлежащее собственнику земельного участка, переходит право собственности на земельный участок, занятый под этим зданием (ст. 273 ГК РФ);

е) собственник недвижимости, находящийся на чужом земельном участке, и его преемники, могут пользоваться этим участком, предоставленным под эту недвижимость (п. 1, п. 2 ст. 271 ГК РФ);

ж) обращение взыскания на земельный участок допускается только на основании решения суда (ст. 278 ГК РФ);

з) земельный участок может быть изъят у его собственника для государственных и муниципальных нужд.

II. Права собственников на жилые помещения. Эти права изложены
в главе 18 ГК РФ. Они сводятся к следующему:

а) собственник жилого помещения должен осуществлять три полномочия собственника в соответствии с назначением жилого помещения, т.е. использовать его только для проживания (п. 1 ст. 288 ГК РФ);

б) жилое помещение предназначено для проживания граждан – самого собственника, членов его семьи, а также других граждан, которым он сдает это помещение (п. 2 ст. 288 ГК РФ);

в) собственнику квартиры в многоквартирном доме принадлежит также доля общего имущества дома (ст. 289, 290 ГК РФ);

г) собственники квартир в многоквартирном доме могут создавать товарищества собственников жилья – неюридическое лицо, обеспечивающее эксплуатацию этого дома (ст. 291 ГК РФ);

д) если собственник жилого помещения систематически нарушает права и интересы соседей, либо обращается с жилым помещением ненадлежащим образом, либо не производит ремонт этого помещения без уважительной причины, орган местного управления может принять решение
о продаже такого помещения с публичных торгов и с выплатой собственнику вырученных денег (ст. 293 ГК РФ).

2. Право собственности юридических лиц относится к частной форме собственности. Юридические лица, за исключением унитарных предприятий и учреждений, финансируемых собственником, являются единственными собственниками своего имущества (пп. 3, 4 ст. 213 ГК). Это значит, что никакой собственности (в том числе и долевой) у учредителей (участников) юридического лица на его имущество по общему правилу не возникает.

Под правом собственности юридических лиц в объективном смысле понимают совокупность правовых норм, закрепляющих три полномочия собственника. Эти нормы образуют институт права собственности юридических лиц. Под правом собственности юридических лиц в субъективном смысле понимают предусмотренную законом возможность юридических лиц своими действиями осуществлять три полномочия собственника.

Основаниями приобретения и прекращения права собственности юридических лиц являются общие основания, предусмотренные в ГК РФ. Однако законом могут устанавливаться и иные способы формирования собственности (п. 3 ст. 212 ГК), например, собственность благотворительных организаций может формироваться за счет благотворительных пожертвований, средств, поступивших из государственного и местного бюджетов. Указанные основания закреплены в законе (ст. 15 Закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).

Объектом права собственности юридических лиц может быть любое имущество, за исключением того, которое по закону может быть только в государственной или муниципальной собственности. В отношении объектов, которые могут находиться в собственности юридических лиц, действуют положения, указанные при рассмотрении вопроса об объектах права собственности граждан. Это касается количества и стоимости вещей (пп. 1, 2 ст. 213 ГК). Кроме того, в ГК РФ сказано о том, что коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками не только имущества, переданного им в качестве вкладов их учредителями (участниками), но и приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям (п. 3 ст. 213 ГК).

Особое положение занимает имущество религиозных организаций. Эти организации являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. При ликвидации такой организации имущество не возвращается их учредителям, поскольку они перестают быть его собственниками в момент передачи другим организациям (п. 4 ст. 213 ГК).

Имущество юридических лиц, приобретенное незаконно, должно быть отчуждено собственником в течение одного года (ст. 238 ГК). Это положение распространяется и на других субъектов гражданского права.

Имущество юридических лиц делится на основные и оборотные средства и подлежит бухгалтерскому учету юридического лица.

Особенности права собственности юридических лиц заключаются
в следующем:

· объем полномочий юридического лица как собственника своего имущества зависит от того, является оно коммерческим или некоммерческим (у коммерческих организаций объем полномочий больше, чем у некоммерческих, поскольку первые обладают общей правоспособностью, а вторые – специальной правоспособностью);

· юридические лица, собственники своего имущества, осуществляют полномочия собственников в процессе деятельности их органов (например, при голосовании членов этих юридических лиц по вопросу дивидендов на общих собраниях);

· собственники юридического лица сами определяют пределы своих полномочий, закладывая их в учредительные документы, руководствуясь нормами права и своими интересами;

· учредители юридических лиц – собственников имущества не имеют вещного права на имущество этих юридических лиц (они имеют лишь обязательственные права).

Юридические лица различных организационно-правовых форм имеют свои правила, регулирующие их полномочия как собственников. Они касаются следующих организационно-правовых форм:

· хозяйственных обществ и товариществ;

· кооперативов;

· общественных, религиозных и благотворительных организаций;

· объединений юридических лиц.

Эти особенности полномочий следует изучить самостоятельно по учебнику и ГК РФ.

3. Государство как субъект права собственности занимает особое место среди других субъектов собственности. Объясняется это следующими обстоятельствами:

· государство в доперестроечный период было собственником подавляющей части имевшегося в стране имущества, а государственная собственность признавалась ведущей по отношению к другим формам собственности;

· государство как собственник имело ряд преимуществ по сравнению с другими собственниками;

· государство как собственник было единым;

· в настоящее время положение изменилось: государство стало множественным субъектом, часть его имущества передана другим субъектам, а его полномочия собственника уравнены с полномочиями других субъектов.

Под правом государственной собственности в объективном смыслепонимают совокупность правовых норм, закрепляющих три полномочия собственника Российской Федерации и ее субъектов по отношению к государственному (общенародному) имуществу. Эти нормы образуют институт права государственной собственности. Под правом государственной собственности в субъективном смысле понимают принадлежащие государству три полномочия собственника, которые осуществляются с учетом общенародных интересов. Государственное имущество должно использоваться субъектами государственной собственности по его целевому назначению.

Субъектами права государственной собственности являются: Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. К субъектам Российской Федерации относятся республики, края, области, автономные области, автономные округа, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург. Часть субъектов, за исключением республик, объединяется двумя понятиями: «национально-государственные образования» и «административно-территориальные образования».

Объекты права государственной собственности имеют свои особенности:

· их круг не ограничен;

· в круг объектов права государственной собственности входит имущество, составляющее исключительную собственность государства (которая используется только в интересах народа или для обслуживания особых государственных нужд, она не может находиться в частной собственности). К таким объектам относятся недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа и другие природные объекты; объекты культурно-исторического наследия, имущество государственной казны, объекты ядерной энергетики, ядовитые и наркотические вещества и т.д. Круг этих объектов определен в ст. 71 Конституции РФ и в приложении 1 к постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Правомерность выделения объектов, являющихся достоянием народа (лечебно-оздоровительные местности и курорты), и особо ценных объектов национального наследия в особую группу объектов государственной собственности ставится под сомнение некоторыми цивилистами, несмотря на то, что этим объектам посвящены специальные законы;

· имущество, находящееся в собственности государства, делится на две части: закрепленное за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения и оперативного управления и не закрепленное за юридическими лицами (оно составляет государственную казну);

· в государственную казну входят средства федерального бюджета, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования и других внебюджетных фондов Российской Федерации, Фонда Центрального банка РФ, золотой запас, Алмазный фонд, валютный фонд;

· объектом взыскания кредиторов по долгам государства может быть только имущество, не закрепленное за юридическими лицами. Таким объектом являются средства бюджета;

· имущество, являющееся государственной собственностью, подлежит пообъектной регистрации в соответствующем реестре федеральной государственной собственности (собственности субъектов Российской Федерации). Реестр этот ведется Министерством государственного имущества Российской Федерации.

Основания (способы) возникновения и прекращения права государственной собственности делятся на две группы:

· общегражданские (характерные и для других субъектов гражданского права);

· специальные способы (характерные только для государства).

К специальным основаниям возникновения государственной собственности относятся: национализация, реквизиция, взимание налогов и обязательных платежей, переход государству по праву наследования выморочного имущества, принудительное изъятие имущества, в том числе путем выкупа его. Специальным основанием прекращения права на государственное имущество является его приватизация. Правовое регулирование приватизации осуществляется специальными законами. Студентам необходимо самостоятельно выяснить определение понятия приватизации, ее способы, объекты, значение.

Государство осуществляет права собственника, реализуя три полномочия собственника. Действует оно при этом в хозяйственном обороте через свои органы, обладающие соответствующей компетенцией. Главным среди них является Министерство государственного имущества РФ. (До 1997 г. этот орган назывался Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом.) В числе остальных органов следует назвать: Российский фонд федерального имущества при Правительстве РФ, Федеральное казначейство, Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ (созданы в 1993 г.).

4. Право муниципальной собственности так же, как и право государственной собственности, относится к праву публичной собственности. Это самостоятельная форма права собственности. Три полномочия собственника в данной форме права собственности осуществляются представительным органом с учетом мнения населения муниципального образования и в его интересах. Как уже вам известно, муниципальным образованием является такое образование, в котором имеется орган самоуправления.
К таким образованиям относятся: города, районы в городах, поселки, деревни и др.

Субъектами права муниципальной собственности являются муниципальные образования. Управление муниципальной собственностью осуществляется органами трех видов:

· представительными (выборными органами);

· органами местного самоуправления;

· муниципальными предприятиями и учреждениями, за которыми закреплена муниципальная собственность на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Объекты права муниципальной собственности разнообразны по своему составу: это средства местного бюджета, внебюджетные фонды, имущество органов самоуправления, муниципальные земли, природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и учреждения, муниципальные банки, муниципальный жилищный фонд и др.

Особенности муниципального имущества:

· муниципальное имущество, подобно государственному, делится на две части: одна часть закреплена за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, вторая – составляет казну муниципального образования, включающую в себя средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями;

· среди объектов муниципальной собственности есть такие, которые являются исключительно муниципальной собственностью, т.е. изъяты из гражданского товарооборота. Это муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта;

· объекты муниципальной собственности предназначены для решения вопросов местного значения: для удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных, бытовых и иных потребностей населения данной территории, т.е. имеют целевой характер.

Основания возникновения права муниципальной собственности делятся на два вида: общегражданские и специальные. К специальным основаниям относятся:

· поступление денежных средств от приватизации;

· денежные суммы, уплаченные в виде налогов и штрафов;

· плата за пользование природными ресурсами;

· государственное имущество, переданное в муниципальный фонд;

· денежные средства, отчисленные Российской Федерацией от собранных налогов, и денежные средства, выделенные ею для реализации отдельных государственных полномочий;

· имущество, которое не может принадлежать собственнику (ст. 238 ГК);

· имущество, выкупленное у собственника.

Полномочия органов местного самоуправленияпо управлению муниципальной собственностью сводятся к следующим действиям:

· передаче муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим лицам или отчуждение ее, т.е. совершение сделок с муниципальным имуществом;

· созданию муниципальных предприятий и учреждений;

· определению цели, условий, порядка деятельности предприятий и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;

· самостоятельному распоряжению средствами местного бюджета;

· осуществлению приватизации недвижимого муниципального имущества (доходы от приватизации полностью поступают в местный бюджет).

Подробнее см.: 1 (гл. 17, 18), 2 (гл. 15, 16), 3 (гл. 18–20), 4 (гл. 21, 22),
5 (гл. 18, 19).

Право общей собственности

Тема 12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: