Любая фирма осознает, что ее товара не могут нравиться всем покупателям. Каждая фирма должна выявить привлекательные сегменты рынка, которые она может обслужить.
Продавцы пошли через три этапа:
1.Массовый маркетинг(массовое производство, снижение цены),
2.Товарно-дифференцированный маркетинг (разное оформление).
3. Целевой маркетинг – разграничение сегментов рынка, выбор одного или нескольких из этих сегментов и разработка товаров и комплексов марка в расчете на каждый из отбранных сегментов.
Состоит из трех мероприятий:
1.Сегментация рынка;
2.Выбор целевых сегментов рынка;
3.Позиционирование товара на рынке.
Сегментация рынка - деятельность по классификации потенциальных потребителей производимых и реализуемых товаров в соответствии с качественными особенностями их спроса.
Тогда сегмент рынка - это особым образом выделенная часть рынка, группа потребителей товаров или предприятий, которые имеют некоторые общие признаки.
С помощью сегментации достигаются следующие цели:
|
|
Главная цель - обеспечить адресность разрабатываемому, выпускаемому и реализуемому товару, т.е.:
- Наибольшее удовлетворение нужд и потребностей людей, подгонка товара под желание и предпочтения покупателя.
- Повышение конкурентоспособности как товара, так и его производителя, усиление конкурентных преимуществ.
- Уклонение от конкурентной борьбы путём перехода в неосвоенный сегмент рынка.
- Увязка научно-технической политики предприятия с запросами чётко выявленных совокупностей потребителя.
- Ориентация всей маркетинговой работы на конкретного потребителя.
Смысл сегментации заключается не только и не столько в том, чтобы найти тех, кто сейчас или в будущем предъявляет различные требования к данному товару.
Рыночная сегментация представляет собой, с одной стороны, метод для похождения частей рынка и определения объектов (прежде всего потребителей) на которые направлена маркетинговая деятельность предприятия, с другой стороны - это управленческий подход к процессу принятия предприятием решений на рынке, основа для выбора правильного сочетания элементов комплекса маркетинга.
Критерии сегментации - показатели того, насколько верно фирма выбрала тот или иной рынок для деятельности.
Перечислим наиболее известные.
- Количественные границы - к ним относится ёмкость сегмента, т.е. ответ на вопрос, сколько товаров и какой стоимости может быть на нём реализовано, скольким реальным и потенциальным потребителям, какова площадь сегмента, какие ресурсы надо будет задействовать для работы в данном сегменте.
- Доступность сегмента - если есть возможность получить каналы распространения сбыта продукции, надо ли переориентировать собственную сбытовую сеть, как обстоят дела с наличием вкладов, пунктов переработки грузов.
- Информационная насыщенность сегмента - можно ли получить необходимую рыночную информацию для создания банка данных по сегменту, имеются ли в сегменте закрытые зоны.
- Существенность сегмента - определение прочности выделенной группы потребителей, не распадается ли она, устойчивы ли её потребности в отношении производимого товара; в противном случае можно попасть в сегмент, где конкуренты имеют прочные позиции, или предложить товар с нечётными адресными признаками, который не будет признан потребителями.
- Прибыльность и доходность сегмента - как правило, оценка осуществляется опираясь на стандартные показатели: норма прибыли, доход на вложенный капитал, размер дивидендов на акцию, прирост общей массы прибыли предприятия. Иногда крупное предприятие руководствуется престижностью данного сегмента, благожелательностью общественного мнения.
- Защищённость от конкуренции - важно правильно взвесить собственные шансы на успех в данном сегменте, объективно оценивая возможности конкурентных фирм.
|
|