2.1. Факторы – настораживающие события;
Симптомы – проявления кризисных явлений;
Причины – источники возникновения кризисов;
Распознание кризисов – обнаружение симптомов, факторов и причин кризиса, определение его содержания, свойств и характера;
Средства – интуиция, опыт, специальные знания, анализ, исследования, диагностика.
2.2. Устойчивое состояние:
Стабильное и квазистабильное (мнимый, ложный).
2.3. Кризис в общей структуре переходных процессов.
2.4. Переходный период:
- процесс адаптации А;
- изменение в среде И;
- процесс деструктуризации Д;
- синергетический процесс С;
- скорость изменения V.
2.5. Коэффициент адаптации
Коэффициент синергии
2.6. Классификация переходного периода
I уровень – гомеостатический (перестройка, перелом)
;
II уровень – инновационный (кризис)
;
III уровень – бифуркационный (катастрофа)
;
2.7. Циклы жизнедеятельности организации.
2.8. Типы организации фирм:
- эксплерентный (зарождение фирмы);
- патиентный (перестройка структуры управления);
|
|
- виолентный (зрелос состояние устойчивое);
- коммутантный (упадок, старении)
- леталентный (прекращает существовать)
3. Тесты.
3.1. Когда некоторые изменения структуры и элементов системы характеризуются значениями коэффициентов адаптации и синергии меньше единицы, она находится в периоде:
а) кризисном;
б) гомеостатическом;
в) инновационном;
г) комфортизационном.
3.2. Обладание технологическими и организационными преимуществами в конкретной области производства и экономической деятельности дает возможность занять на рынке позицию:
а) «могучего слона»;
б) «неповоротливого бегемота»;
в) «агрессивного льва»;
г) «гордого льва».
3.3. Опасность возникновения кризиса в организации существует:
а) только в периоды наращивания производственного потенциала, реструктуризации, освоения новых рынков;
б) на протяжении всего периода его функционирования;
в) только во время экономических кризисов в стране и в мире;
г) только в период завершения жизненного цикла выпускаемой продукции и освоения производства новой продукции.
3.4. Опасность кризиса, выражающаяся в обостренной конкурентной борьбе, организационной сложности, социально-психологической напряженности, инновационной успокоенности менеджеров, характерна для периода:
а) утверждения;
б) спада;
в) подъема;
г) становления.
3.5. Этапы – эксплерентный, патиентный, виолентный, коммутантный и леталентный – это этапы:
а) цикла жизнедеятельности организации;
б) жизненного цикла продукта;
в) развития кризиса организации;
г) переходного периода.
3.6. Качественные особенности периодов определяются:
|
|
а) изменениями показателей под воздействием природных или социально-экономических и прочих условий;
б) закономерностями развития производственного и рыночного потенциала фирмы;
в) последовательность возникновения новых свойств в развитии фирмы;
г) функционированием системы антикризисного управления фирмой.
V. Основные черты антикризисного управления
1. План занятий.
1.1. Управляемые и неуправляемые процессы антикризисного развития.
1.2. Проблематика антикризисного управления.
1.3. Признаки и особенности антикризисного управления.
1.4. Эффективность антикризисного управления.
2. Ключевые понятия.
2.1. Антикризисное управление – это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использование его факторов для последующего развития.
2.2. Четыре группы проблем антикризисного управления:
- распознание кризиса;
- миссия и цель управления;
- технология управления;
- конфликтология и селекция персонала.
2.3. Смысл антикризисного управления:
- кризисы можно предвидеть, ожидать, вызывать;
- кризисы можно ускорить, предотвратить, отодвигать;
- к кризисам можно и нужно готовиться;
- кризисы можно смягчить;
- управление в условиях кризиса требует особых подходов, специфических знаний, опыта и искусства;
- кризисная ситуация может выйти из-под контроля.
2.4. Система антикризисного управления:
- гибкость и адаптивность;
- усиление неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;
- диверсификация управления;
- снижение централизма;
- усиление интеграционных процессов.
2.5. Технологии антикризисного управления:
- мобильность и динамичность;
- разработка и реализация управленческих решений;
- выбор альтернативного варианта при оценке положения;
- использование антикризисного критерия качества решений при их разработке и реализации.
2.6. Приоритеты в антикризисном управлении принадлежат:
- мотивации;
- наличию оптимизма;
- поиску лучших вариантов решения проблемы;
- применению инновационных процессов.
2.7. Причины кризиса и потребность в антикризисном управлении.
3. Тесты.
3.1. Что такое антикризисное управление?
а) система профилактических и оздоровительных процедур, применяемых к предприятию, направленная на предотвращение его неплатежеспособности;
б) управление предприятием в условиях риска и неопределенности;
в) досудебная санация предприятия;
г) нет правильного ответа.
3.2. Цель антикризисного менеджмента – не восстановление докризисного состояния организации, а изменение ее структуры с учетом новых требований – соответствует концепции кризиса:
а) немецкой;
б) французской;
в) американской;
г) английской.
3.3. Проведение мониторинга финансового состояния предприятий в РФ является функцией:
а) совета по антикризисным программам при Правительстве РФ;
б) центральных и территориальных балансовых комиссий по финансовому оздоровлению;
в) центрального аппарата и территориальных органов ФСФО России;
г) коллегии уполномоченных государственных представителей-кредиторов.
3.4. Функции преобразования отраслевой структуры промышленности, в том числе реструктуризации предприятий, создания системы стратегического корпоративного планирования и финансового мониторинга, выполняет политика:
а) прогнозирования и планирования;
б) промышленная;
в) фискальная;
г) структурная.
3.5. Уровень межотраслевых хозяйственных связей предприятий и организаций различных сфер и видов деятельности представляет собой ____ экономики:
а) мировой уровень;
б) микроуровень;
в) макроуровень;
|
|
г) мезоуровень.
3.6. Фаза оживления начинается с отраслей, поставляющих:
а) предметы потребления;
б) средства производства;
в) сырье;
г) материалы.
VI. Этапы диагностики кризисов в процессах управления
План занятий.
1.1. Основные параметры диагностирования.
1.2. Методы диагностики кризиса.
1.3. Этапы диагностики кризиса.
1.4. Информация в диагностике.
1.5. Диагностика банкротства предприятия.