Ключевые слова

Три этапа в разработке стратегии антикризисного управления предприятия:

2.1. Первый этап – анализ внешних факторов, конкурентной среды.

2.1.1. Стратегические показатели деятельности предприятия:

- доля на рынке;

- объем продаж;

- размер прибыли;

- доходность акций;

- другое.

2.1.2. Внутренние сильные и слабые стороны, внешние угрозы и возможности.

2.1.3. Конкурентные перемены:

- качество/характеристики товара;

- репутация/имидж;

- производственные возможности;

- технологические навыки;

- сбытовая сеть;

- маркетинг;

- финансовое положение;

- издержки по сравнению с конкурентами;

- другое.

2.1.4. Выводы о положении предприятия по сравнению с конкурентами.

2.1.5. Главные стратегические проблемы, которые должны быть решены предприятием.

2.2. Второй этап – разработка стратегии – корректировка миссии и системы целей предприятия.

2.3. Третий этап – стратегическое антикризисное планирование направленно на выбор альтернативного варианта, с целью вывода предприятия из кризисного положения.

3. Тесты.

3.1. Конфликтные пары заинтересованных лиц в антикризисном менеджменте:

а) персонал – руководитель;

б) руководитель – местные органы власти;

в) руководитель – собственник;

г) собственник – местные органы власти;

д) собственник – кредиторы.

3.2. Преимущественные интересы руководства:

а) вывести организацию из кризиса;

б) обеспечить высокую стоимость бизнеса;

в) удовлетворить интересы кредиторов;

г) удовлетворить интересы собственника;

д) удовлетворить интересы персонала;

е) удовлетворить интересы местных органов власти.

3.3. Преимущественные интересы собственника:

а) вывести организацию из кризиса;

б) удовлетворить интересы кредиторов;

в) обеспечить высокую стоимость бизнеса;

3.4. Преимущественные интересы кредитора:

а) вывести организацию из кризиса;

б) вернуть свои деньги;

в) удовлетворить интересы местных органов власти.

3.5. Преимущественные интересы местных органов власти:

а) вывести организацию из кризиса;

б) удовлетворить интересы кредиторов;

в) обеспечить высокую стоимость бизнеса;

г) удовлетворить интересы руководства.


IX. Реструктуризация предприятия

1. План занятий.

1.1. Содержание понятия «реструктуризация».

1.2. Реструктуризация собственности.

1.3. Реструктуризация производства.

1.4. Реструктуризация системы управления.

1.5. Реструктуризация активов.

1.6. Реструктуризация кредиторской задолженности.

2. Ключевые термины.

2.1. Реструктуризация предприятия – это комплексное преобразование его деятельности, в том числе изменение структуры производства, активов, пассивов и системы управления с целью повышения эффективности производства и конкурентоспособности продукции на рынках сбыта.

2.2. Реорганизация – это изменение структуры и статуса предприятия.

2.3. Реформа отношений собственности включает:

- организационно-правовой статус организации в соответствии с ГК РФ;

- приведение к современному уровню цен уставного капитала организации;

- инвентаризация и оценка реальной (рыночной) стоимости имущества;

- устранение нарушений прав собственников;

2.4. Реструктуризация производства:

- свертывание производства убыточных видов продукции;

- технологическое и организационное совершенствование производства;

- освоение новых видов продукции, имеющих рынок сбыта.

2.5. Реструктуризация системы управления:

- преобразование форм, методов организации управления всеми звеньями предприятия и процессами;

- изменение структуры и аппарата управления.

2.6. Реструктуризация активов:

- основные средства, их использование;

- незавершенное строительство, не установленное оборудование;

- производственные запасы;

- дебиторская задолженность;

- денежные средства;

- нематериальные активы;

- финансовые вложения.

2.7. Реструктуризация задолженности:

- отсрочка;

- рассрочка;

- списание;

- обмен;

- конвертация.

2.8. Погашение задолженности за счет отчуждения имущества:

- добровольная передача;

- посредством залога имущества и его последующей передачи;

- продажа дебиторской задолженности;

- арест и последующее принудительное отчуждение имущества:

I очередь – ценные бумаги, средства на счетах, машины, предметы офисов.

II очередь – готовая продукция (товары) и материальные ценности не участвующие в производстве.

III очередь – недвижимость, сырье, оборудование и др. основные средства.

2.9. Способы уменьшения долговых обязательств предприятия – должника:

- зачет взаимных платежных требований;

- перевод краткосрочных обязательств в долгосрочные;

- переоформление задолженности в качестве займа.

3. Тесты.

3.1. Что такое реструктуризация предприятия?

а) приведение статуса предприятия и экономических отношений в соответствие с Гражданским кодексом;

б) комплексное преобразование деятельности предприятия, в том числе изменение структуры производства, активов, пассивов и системы управления с целью повышения эффективности производства и конкурентоспособности продукции;

в) изменение принципов деятельности предприятия, способствующих улучшению управления;

г) рассрочка задолженности предприятия.

3.2. Под реструктуризацией кредиторской заложенности понимается:

а) установление оптимального соотношения между кредиторской и дебиторской задолженностью;

б) погашение задолженности посредством отчуждения имущества предприятия- должника по решению суда;

в) отсрочка, рассрочка, списание, обмен, конвертация и иные процедуры, связанные с освобождением предприятия (хотя бы временно) от давления долговых обязательств;

г) добровольная передача кредитору имущества должника.

3.3. Согласно методике расчет ликвидационной стоимости активов предприятия по рыночной стоимости начинается с:

а) инвентаризации имущества;

б) уточнения суммы обязательств предприятия и затрат, связанных с его ликвидацией;

в) разработки календарного графика ликвидации активов;

г) определения текущей стоимости активов.

3.4. Согласно российскому законодательству юридическое лицо считается несостоятельным, если оно не может исполнить денежные обязательства и (или) обязанности с момента наступления даты их исполнения в течение:

а) трех месяцев;

б) одного месяца;

в) полугода;

г) одного года.

3.5. Создание условий для цивилизованного разрешения всех споров по поводу несостоятельности должника – это регулирование:

а) правовое;

б) административное;

в) организационное;

г) социальное.

3.6. Если требования клиентов о возврате ценных бумаг одного вида превышает количество указанных ценных бумаг, находящихся в распоряжении должника, то исполнение их осуществляется:

а) за счет имущества должника;

б) путем их покупки во время продолжения работы должника на рынке ценных бумаг в ходе ведения дела о банкротстве;

в) за счет ценных бумаг иного вида, находящихся в распоряжении должника;

г) пропорционально заявленным требованиям.

3.7. Заведомо ложное объявление руководителем или собственником предприятия о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов признается банкротством:

а) подложным;

б) злостным;

в) фиктивным;

г) преднамеренным.

3.8. Сумма долга кредитором, подтвержденная документально, представляет собой задолженность:

а) подтвержденную;

б) установленную;

в) признанную;

г) заявленную.

3.9. Ликвидационная стоимость является упорядоченной, когда активы:

а) продаются на условиях, позволяющих установить на них высокие цены;

б) не продаются бюджетной организации на безвозмездной основе;

в) продаются как можно быстрее;

г) не продаются, а списываются и уничтожаются.


X. Инновации в антикризисном управлении

1. План занятий.

1.1. Инновационный процесс.

1.2. Инновационный потенциал предприятия.

1.3. Формирование инновационных инфраструктуры как условие выхода из кризиса.

2. Ключевые понятия.

2.1. Инновации (нововведения):

- продуктовые;

- процессные (технологические);

- институциональные.

2.2. Выбор и освоение продуктовых новшеств:

- консервативный – оборонительная стратегия;

- радикальный – наступательная стратегия.

2.3. Процесс антикризисных нововведений:

- первоочередные некапиталоемкие процессные инновации по экономии постоянных издержек;

- капиталоемкие процессные инновации по совершенствованию технологии производства (ресуро- и энергосберегающие);

- инновации в организации работ с заказчиками и поставщиками.

2.4. Финансирование антикризисных инноваций:

- самофинансирование;

- партнерское финансирование;

- заемное финансирование;

- смешанные формы финансирования.

2.5. Инновационные проекты инфраструктуры:

- научно-техническая продукция;

- техно-парки;

- бизнес инкубаторы;

- технополисы;

- венчурные фонды.

3. Тесты.

3.1. Что из нижеперечисленное не относится к продуктовым инновациям:

а) новые товары и услуги;

б) разного рода новшества в товарах;

в) товары и услуги, являющиеся новыми лишь для данной организации;

г) новые формы организации и управления в производстве и сбыте продукции.

3.2. Процессные (в том числе технологические) инновации – это:

а) новшества в структуре организации;

б) новые схемы сотрудничества, новые формы организации производства, новые технологические процессы, нацеленные на экономию всех видов издержек предприятия;

в) инновации в процессы менеджмента организации;

г) переход на новые виды продукции.

3.3. Институциональные антикризисные инновации на неплатежеспособном предприятии это:

а) сокращение аппарата управления;

б) новшества в организации сбытовой и закупочной деятельности фирмы;

в) перераспределение ответственности работников;

г) новые формы организации и управления в производстве и сбыте продукции.


XI. Процедуры финансового оздоровления и банкротства предприятий

1. План занятий.

1.1. Наблюдение, порядок введения.

1.2. Временный управляющий, его права и обязанности.

1.3. Финансовое оздоровление.

1.4. Внешнее управление.

1.5. Конкурсное производство.

1.6. Мировое соглашение.

2. Ключевые термины.

2.1. Возбуждение дела о несостоятельности (банкротства).

- арбитражный суд;

- требования не менее 500 тыс. руб.;

- не исполнение в течении 3 месяцев.

2.2. Конкурсные кредиторы – по денежным обязательствам (кроме учредителей, уполномоченных органов, граждан, которым причинен вред здоровью).

2.3. Уполномоченные органы – федеральные органы, региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

2.4. Наблюдение – это процедура банкротства, в целях сохранности имущества, проведение анализа, составление реестра требований кредиторов.

2.5. Порядок введения процедуры наблюдения:

- заявление в арбитражный суд;

- не позднее чем за через 5 дней – определение о признании должника банкротом;

- обращение в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих;

- 3 кандидатуры на должность временного управляющего;

- не ранее 15 дней – суд рассматривает обоснованность требований;

- введение наблюдения на более 7 месяцев.

2.6. Временный управляющий – это арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения:

- права: получать информацию, документы, принять дополнительные меры для сохранности имущества;

- обязанности: провести анализ финансового состояния должника, вести реестр требований, созывать и проводить первое собрание кредиторов.

2.7. Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности.

- Административный управляющий – это арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления предприятия.

2.8. Внешнее управление – процедура, применяемая к должнику с целью восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

· Мораторий – это приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей;

· Меры по восстановлению платежеспособности должника:

1. перепрофилирование производства;

2. закрытие нерентабельных производств;

3. взыскание дебиторской задолженности;

4. продажа части имущества должника, предприятия;

5. уступка права требования;

6. пересмотр сделок должника.

· Процедура утверждения плана внешнего управления определена законом, не позднее чем через 2 месяца со дня утверждения внешнего управляющего;

· Завершение внешнего управления: этапы:

I. не позднее 45 дней до окончания срока внешний управляющий отчитывается;

II. вносится решение:

- прекращение внешнего управления;

- продление сроков;

- открытие конкурсного производства;

2.9. Конкурсное производство – это процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов:

- срок 1 год, может быть продлено по решению арбитражного суда не более чем на 6 месяцев;

- прекращение начисления неустоек, процентов и иных финансовых санкций;

- органы управления должника отстраняются от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом должника;

- конкурсный управляющий – это арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства;

2.10. Требования кредиторов удовлетворяются в следующей последовательности:

1. по требованию граждан за причинение вреда здоровью, компенсация морального вреда;

2. расчеты по оплате труда;

3. расчеты с другими кредиторами.

2.11. Мировое соглашение – это соглашение между должником и кредиторами о прекращении судебного спора на основе мирного урегулирования взаимных претензий и утвержденных взаимных уступок.

- обязательным условием заключения соглашения является предварительное погашение задолженности кредиторам первой и второй очереди.

- мировое соглашение подлежит утверждению арбитражным судом.

3. Тесты.

3.1. Что такое несостоятельность (банкротство) предприятия?

а) неспособность предприятия справиться с текущими платежами;

б) признанная судом или объявленная должником неспособность должника удовлетворить требования кредиторов и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

в) задолженность по заработной плате в течение 2 месяцев;

г) невыполнение договорных обязательств.

3.2. Кто имеет права на обращение в арбитражный суд о признании предприятия банкротом?

а) должник;

б) конкурсные кредиторы;

в) уполномоченные органы;

г) профсоюзный комитет предприятия.

3.3. На каком этапе между должником и кредитором может быть заключено мировое соглашение?

а) в любое время до возбуждения дела о несостоятельности;

б) на любой стадии рассмотрения дела в арбитражном суде;

в) в период проведения конкурсного производства;

г) в случае погашения требований кредиторов.

3.4. Вознаграждение арбитражному управляющему устанавливается:

а) собранием кредиторов;

б) саморегулируемой организацией арбитражных управляющих;

в) учредителями (участниками) должника;

г) утверждается арбитражным судом по представлению собрания кредиторов.

3.5. Какой нормативный акт устанавливает основания признания должника несостоятельным (банкротом)?

а) Гражданский кодекс РФ;

б) Арбитражный процессуальный кодекс РФ;

в) Федеральный Закон «О несостоятельности (Банкротстве)»;

г) решение собрания кредиторов.

3.6. Наблюдение это:

а) передача управления предприятием временному управляющему;

б) процедура банкротства, имеющая цель рассчитаться с кредиторами;

в) процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества и проведения анализа финансового состояния должника.

3.7. Конкурсное производство это:

а) процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

б) передача полномочий по управлению должником внешнему управляющему;

в) процедура банкротства, имеющая целью финансовое оздоровление предприятия;

г) процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

3.8. Внешнее управление предприятием – это:

а) процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком;

б) процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника;

в) действия, направленные на устранение признаков банкротства предприятия;

г) процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

3.9. Реорганизация юридического лица запрещается:

а) при любой процедуре банкротства;

б) при осуществлении внешнего управления;

в) при конкурсном производстве;

г) в ходе осуществления процедуры наблюдения.

XII. Человеческий фактор антикризисного управления

1. План занятий.

1.1. Конфликты в развитии организации.

1.2. Система антикризисного управления персоналом.

1.3. Роль профсоюзов в антикризисном управлении.

2. Ключевые понятия.

2.1. Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов двух или более людей.

- предупреждение конфликтов;

- разрешение конфликтов.

2.2. Система управления персоналом

- планирование и маркетинг персонала;

- управление наймом и учетом персонала;

- управление трудовыми отношениями;

- обеспечение нормальных условий труда;

- управление развитием персонала;

- управление мотивацией поведения персонала;

- управление социальным развитием;

- развитие организационной структурой управления;

- правовое обеспечение системы управления персоналом;

- информационное обеспечение системы управления персоналом.

2.3. Основные направления действий профсоюзов в условиях кризиса:

- в области заработной платы;

- в сфере занятости населения;

- в сфере социальных гарантий;

- в области охраны труда и экологии;

3. Деловая игра:

Взаимодействие с персоналом в кризисной ситуации.


XIII. Опыт антикризисного управления в странах с развитой рыночной экономикой

1. План занятий.

1.1. Новый курс Ф.Д. Рузвельта – программа вывода американской экономики из кризиса.

1.2. Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда.

1.3. Деятельность Ли Якокки.

2. Ключевые понятия.

2.1. Ф.Д. Рузвельт – 20-30 г. XX век США «великая депрессия» - «новый курс».

2.2. Людвиг Эрхард 40г. XX веке Германия «архитектор германского чуда» - социальная модель развития.

2.3. Ли Якокки – 80г. XX век – США автомобильная промышленность – «люди, продукт, прибыль».

3. Подготовка докладов и выступлений.


Список Литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I и II. – СПб.: Изд. Дом Герда, 2001. 2. Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)», № 127-ФЗ от 26 октября 2002г.; Изм. № 476-ФЗ от 29.12.2014г. 3. Закон Российской Федерации «Об акционерных обществах», № 208-ФЗ от 26 декабря 1995г. 4. Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ», № 3085-1 от 19 июня 1992г. 5. Алпатов А.А. управление реструктуризацией предприятий. - М.: Высш. шк. приватизации и предпринимательства, 2000. 6. Антикризисное управление: Учебник для вузов / Под ред. Э.М. Короткова. — М.: ИНФРА-М, 2003. 7. Антикризисное управление: модульная программа для менеджеров. — М.: ИНФРА-М, 2000. 8. Антикризисное управление предприятиями и банками: Учеб.-практ. пособие. — М.: Дело, 2001. 9. Арбитражное управление: теория и практика наблюдения / Под общ. ред. В.В. Голубева. — М.: Статут, 2000. 10. Арбитражное управление предприятием: Практ. пособие. — М.: Дело, 2000. 11. Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2001. 12. Новоселов Е.В., Романчин В.И. и др. Введение в специальность «Антикризисное управление»: Учеб. пособие. — М.: Дело, 2001. 13. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 14. Шепеленко Г.И. Антикризисное управление производством и персоналом: Учеб. пособие. — Ростов н/Д: Изд. Центр «Март», 2002.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: