Тут вообще только Зигмунд Фрейд. =_=
Процесс становления личности является длительным и сложным, т.к. имеет исторический характер. Анализ проблем личности представлен во многих науках.
Основные психологические подходы анализа личности:
1) биологизаторский подход (Стэнли Холл, «закон рекапитуляции») – ведущая роль в процессе созревания организма принадлежит биологическим процессам; основные психические свойства заложены в самой природе человека, которая определяет развитие человека; «закон рекопитуляции»: индивидуальное развитие человека повторяет стадии развития человеческого общества;
2) биогенетический подход (Германия, Эрнест Кречмер, Зигмунд Фрейд) - Кречмер установил связи между физическим типом человека и особенностями его развития; Фрейд считал, что все поведение личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями и инстинктами;
3) социогенетический подход – особенности личности обуславливаются структурой общества, способами социализации, особенностями взаимодействия с окружающими людьми; человек, рождаясь биологической особь, становится личностью благодаря воздействию социальных условий;
|
|
4) психогенетический подход – на первое место выдвигает развитие психических процессов; направления:
· психодинамический подход (Эрик Эриксон) - объясняет поведение человека через эмоции, влечения и внерациональные компоненты психики;
· когнитивные концепции (Жан Пиаже) – все развитие человека обусловлено познавательным развитием сторон интеллекта;
· персонологические концепции (А.Маслоу) – личность как целостное психологическое образование;
5) биосоциальный подход – преобладает в современной психологии; вся психическая деятельность личности определяется единством общих факторов; данные факторы могут взаимодополнять и определять друг друга; биологические предпосылки (тип нервной и высшей нервной деятельности, конституция, половые особенности) предопределяют предрасположенность человека к определенной направленности развития, однако они полностью реализуются в социальной среде;
→ биологическое и социальное рассматриваются как взаимодополняющие компоненты;
→ личность – уровень развития, который достигается благодаря активному взаимодействию субъекта с социумом.
Защитные механизмы личности:
- вытеснение – удаление из сознания мысли и чувства, которые причиняют страдания
- проекция – приписывание собственных неприятных мыслей, чувств и поведений других людей
- замещение – переадресация чувств от одного объекта к другому
- рационализм – связано с искажением реальности, иррациональное поведение, представленное более радушным
- репрессия – инфантильность, возврат к ребячеству, детским моделям поведения
- сублимация – трансформация импульсов человека в социально приемлемую мысль или действие.
- отрицание – человек отказывает признавать случившееся