double arrow

Познавательные процессы человека

Познавательные процессы:

1) процессы чувственного познания

· ощущения;

· восприятие;

· внимание;

· память;

· воображение;

2) процессы рационального познания:

· мышление;

· речь.

Ощущение – простейший познавательный процесс, который состоит в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторы.

Основные механизмы ощущения:

Воздействие -> рецептор -> проводящие пути -> центр в коре головного мозга -> ощущение

1) предопределяет познание окружающего мира и мира в себе;

2) является основой познания и адаптации;

3) выступает потребностью живого организма.

Функции ощущения:

- предопределение познания окружающего и внутреннего мира

- основа познания и адаптивного поведения

- потребность живого организма

Классификация ощущений:

1) по качеству:

· вкусовые;

· обонятельные;

· осязательные;

· слуховые;

· зрительные;

2) по локализации:

· экстероцептивные (возникающие при воздействии на рецепторы, которые расположены на поверхности тела);

o дистантные;

o контактные;

· интероцептивные (сигнализирующие о внутренних процессах организма);

· проприоцептивные (возникающие при движении, ощущения в мышцах).

Свойства ощущений:

1) качество;

2) интенсивность;

3) длительность;

4) пространственная локализация раздражителя;

5) адаптация;

6) компенсация.

Сентизивность – природно обусловленная повышенная чувствительность отдельных анализаторов.

Сенсибилизация – повышение чувствительности под влиянием опыта.

Синестезия – при воздействии одного раздражителя возникает ощущение от другого анализатора.

Восприятие – целостное отражение предметов, явлений и событий, возникающее при непосредственном воздействии раздражителя.

Продукт восприятия – целостный образ.

Основная функция восприятия – обеспечение пространственно-чувственной ориентации в мире.

Свойства восприятия:

- предметность – отношение сведений, получаемых из окружающего мира к этому миру

- целостность

- структурность – не является простой суммой ощущений, обобщенная их сумма

- константность – восприятие окружающих предметов как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.д.

- осмысленность – подчиняется контролю сознания

- избирательность – определение объектов по сравнению к другим

Иллюзии восприятия:

- специфические формы искажения образов, обусловленные расположением и действие раздражителем

Особенности образа восприятия:

1) полимодальность (в одном образе сосредоточено множество качеств);

2) тесно связан с интеллектуальными процессами;

3) включает действенный компонент.

Законы восприятия:

1) фигуры и фона;

2) близости элементов.

Внимание – сосредоточенность и направленность сознания человека в определенный момент времени на определенные объекты при одновременном отвлечении от других.

Основные функции внимания:

1) селекция (позволяет отделять значимые объекты от незначимых);

2) улучшение интенсивности восприятия;

3) обеспечение контроля за деятельностью и регуляция движения;

Виды внимания:

1) по направленности:

· внутреннее внимание (направлено на образы внутреннего мира и сосредоточено на каком-либо из них);

· внешнее внимание (направлено на внешний объект);

2) по модальности:

· зрительное внимание;

· слуховое внимание;

· обонятельное внимание;

· осязательное внимание;

· тактильное внимание;

3) по степени участия воли:

· непроизвольное внимание (внешний объект управляет вниманием человека);

· произвольное внимание (участие воли, человек сам определяет объект внимания);

· послепроизвольное внимание (привлечение внимания начинается с усилия воли, которое постепенно нивелируется вследствие появления интереса к данному предмету или явлению).

Свойства внимания:

- концентрация – степень сосредоточения на объекта

- объем – количество объектов, которые могут быть охвачены одномоментно

- переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой, осознанно

- распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов

- устойчивость – длительность сосредоточения на объекте

Память – запечатление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом информации, полученной в результате его индивидуального опыта.

Основная функция памяти: синтез психических актов в единое целое.

Виды памяти:

1) по характеру психической активности:

· двигательная память (запоминание двигательных актов и двигательных комплексов);

· эмоциональная память (память на чувства и переживания);

· образная память (образы и сюжеты);

· словесно-логическая память (мысли);

2) по степени произвольности:

· непроизвольная память (информация запечатлевается и сохраняется без усилия воли, спонтанно);

· произвольная память (запоминание является целью человека):

o опосредованная память (запоминание с помощью специальных средств);

o непосредственное запоминание (путем механического повторения);

3) по степени сохранения информации:

· мгновенная память (предполагает запоминание образа, который обеспечивает восприятие);

· кратковременная память (запоминание информации на непродолжительное количество времени – от нескольких секунд до 10 минут; обеспечивает ориентацию в пространстве; Vкр.памяти = Vвнимания = 5-7 единиц);

· долговременная память (запечатление информации на длительный период времени; информация носит стратегическое значение для человека);

· оперативная память (запоминание информации на какой-либо период с целью ее воспроизведения в специальных условиях).

Законы памяти:

1) закон конца и края;

2) связь памяти с эмоциональной сферой;

3) чем более осознано запоминание, тем дольше информация хранится в памяти

Мышление – социально обусловленный и неразрывно связанный с речью психический процесс поиска и создания существенно нового в процессе отражения окружающей действительности.

Основные функции мышления:

4) установление всеобщих взаимосвязей;

5) понимание сущности конкретного явления;

6) обобщение свойств однородной группы явлений.

Виды мышления:

1) по форме:

· наглядно-действенное мышление (мышление при манипуляции с каким-либо объектом или предметом);

· наглядно-образное мышление (с помощью образов и сюжетов);

· абстрактное мышление (мышление, основанное на выделении существенных свойств и связей предмета при одновременном отвлечении от несущественных свойств)

2) по степени новизны:

· репродуктивное (воспроизводящее) мышление;

· продуктивное (творческое) мышление (осознание поступающей информации и стимулов, их ассимиляция через внутренний мир)

3) по характеру решаемых задач:

· теоретическое мышление;

· практическое мышление;

4) по степени развернутости:

· дискурсивное мышление (мышление с помощью логических умозаключений);

· спонтанное (интуитивное) мышление.

Формы мышления:

1) понятие (мысль, фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов и явлений, а также позволяющая отличать эти предметы и явления от смежных с ними);

2) суждение (мысль, выраженная повествовательным предложением, которая может являться истиной или ложью);

3) умозаключение (мыслительный процесс, в ходе которого из 1 или нескольких суждений выводится новое индивидуальное суждение).

Основные мыслительные операции:

1) анализ (мысленное расчленение предметов, явлений или ситуаций и выявление их составных частей);

2) синтез (мысленное соотнесение, сопоставление и установление связей между различными элементами);

3) абстракция (отличение существенных свойств предмета от несущественных);

4) сравнение (мысленное соотнесение каких-либо объектов, а также выделение в них общего и различного);

5) обобщение (мысленное соотношение и выделение общего в нескольких различных явлениях, предметах или ситуациях).

Речь – процесс взаимодействия людей посредством языка.

Язык – система словесных знаков, опосредующих психическую и интеллектуальную деятельность, а также средства общения, реализуемые в речи.

Речь обуславливает все сознание человека, с помощью речи формируются: самосознание, взгляды, убеждения, интеллект, моральные и эстетические чувства, воля и характер.

Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными и управляемыми.

Свойства речи:

1) содержательность (характеризуется объемом высказанных в ней мыслей, а также подготовленностью говорящего);

2) понятность (обуславливается объемом знаний слушающих и обеспечивается избирательным объемом материала);

3) выразительность (связано с эмоциональной насыщенностью речи, обеспечивается интонацией и акцентом);

4) действенность (определяется влиянием на мысли и чувства, поведение человека).

Функции речи:

1) функции в общении:

· коммуникативная (обеспечивает передачу информации);

· экспрессивная (эмоциональное отношение к передаваемой информации);

2) функции в мышлении:

· обобщение;

· сигнализирующая функция

Виды речи:

1) внешняя речь (обеспечивает общение между людьми при помощи разговора или с помощью технических устройств);

2) внутренняя речь (направлен на себя, носит свернутый сокращенный характер);

3) устная речь (наличие грамматической конструкции и сокращенным количеством слов);

4) письменная речь (четкий замысел и сложная смысловая программа);

5) диалогическая речь (возникает при взаимодействии 2 или нескольких людей, характеризуется ответом на вопросы либо высказыванием на суждения; не требует специальной подготовки);

6) монологическая речь (высокие требования к говорящему, т.к. требует тщательного отбора слов и словесных оборотов);

7) аффективная речь (не имеет замысла, очень проста и ограничена).

Воображение – психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

Основные функции воображения:

1) представление действительности в образах;

2) регулирование эмоциональных отношений;

3) формирование внутреннего плана человека;

4) планирование и программирование деятельности.

Формы воображения:

1) построение образа;

2) создание программы поведения;

3) продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;

4) создание образов, которые соответствуют описанию объекта;

Виды воображения:

1) по предмету деятельности:

· эмоциональное воображение;

· образное воображение;

· концептуальное воображение;

2) по виду деятельности:

· художественное воображение;

· техническое воображение;

· музыкальное воображение.

3) по способам активности:

· активное воображение (мечта – осознание желаемого будущего)

· пассивное воображение (грезы)

· преднамеренное воображение

· непреднамеренное воображение

4) по результату:

· творческое воображение (создание образов, которые не существуют в действительности, либо модифицируются имеющиеся образы)

· воссоздающие образы.

Эмоции – интегральная реакция организма на воздействие факторов внешней и внутренней среды, результаты собственной деятельности, которая проявляется:

1) Субъективные переживания

2) Специфических сдвигах деятельности внутренних органов

3) Специфических двигательных реакциях

Функции эмоций:

- приспособительная

- сигнальная

- оценочная

- регуляторная

- коммуникативная

Характеристики эмоций:

- Знак, валентность

- модальность

- динамика протекания, длительность, интенсивность

- динамика внешнего выражения (мимика, жесты, пантомимы, внешняя речь)

Виды эмоциональных состояний:

- настроение – относительно длительное эмоциональное состояние, которое подвержено существенным колебаниям в результате воздействия среды

- аффект – предельно выраженная кратковременная эмоция, которая сопровождается бурным эмоциональным переживанием, которое блокирует работу сознания

- страсть – интенсивное длительное эмоциональное состояние, преопределенное значимостью объекта или предмета для человека

- чувство – устойчивое эмоциональное состояние, которое отражает в сознании человека его отношение к действительности, предопределяющее (не/)удовлетворение его потребностей.

Виды чувств:

- моральное

- интеллектуальное

- эстетические

- праксические (отношение к другому человеку)

Воля – форма психического отражения, проявляется в способности к выбору действий, связанных с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Функции:

- выбор мотивов и целей

- регуляция, побуждающая к действию при недостаточной или избыточной мотивации

- мобилизация психики и физических возможностей при преодолении препятствий



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: