Оценка рыночной позиции предприятия

Оценка финансово-хозяйственной деятельности любого экономического субъекта – предприятия или организации – не может сводиться к анализу его бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность всегда отражает лишь сложившееся на определенные моменты состояние имущества и источников финансирования предприятия, а также его финансовые результаты за ряд периодов, предшествующих анализу. К сожалению, анализ отчетности ничего не говорит о том, каковы будут это состояние и финансовые результаты в будущем.

Комплексный анализ должен включать оценку множества факторов, внешних и внутренних, влияние которых и на само предприятие, и на его рыночное окружение нельзя недооценивать.

Внешние и внутренние факторы, воздействующие на деятельность предприятия, формируют его бизнес-среду. Бизнес-среда фактически определяет положение предприятия на рынке, а следовательно, и его финансовое благополучие. Общая характеристика бизнес-среды представлена на рис. 1.

Одним из наиболее распространенных и признанных методов, позволяющих провести совместное изучение внешней и внутренней среды, является SWOT (сила, слабость, возможности и угрозы) – анализ сильных и слабых сторон предприятия, оценка его возможностей и потенциальных угроз. Для того чтобы предприятие могло выжить в долгосрочной перспективе, его руководство должно уметь прогнозировать, какие могут открыться новые возможности в будущем, а также какие трудности могут помешать развитию предприятия.

Сила – это то, в чем компания преуспела, то, что она делает особенно хорошо по сравнению с конкурентами. Учет сильных сторон дает возможность максимально задействовать имеющиеся навыки и знания, позволяет получить преимущества в конкурентной борьбе.

Слабость – это отсутствие чего-то важного для функционирования компании или то, что ей не удается.

Угроза – то, что может нанести ущерб предприятию, лишить его существующих преимуществ.

Возможности определяются как нечто, дающее предприятию шанс сделать что-то новое (возможность выйти на новый рынок; возможность, выпустить новую продукцию; появление новых технологий; привлечение новых клиентов).

Рис. 1. Комплексная оценка бизнес-среды предприятия

После выявления сильных и слабых сторон предприятия, а также угроз и возможностей SWOT – анализ предполагает установление связей между ними, которые необходимы при формировании стратегии. Для установления этих связей составляется матрица SWOT (рис. 2). Разнообразные аспекты деятельности предприятия анализируются и заносятся в соответствующие ячейки матрицы.

Использование

  СИУ
  СИВ   СИЛА   УГРОЗЫ   СЛУ
  ВОЗВОЖНОСТИ   СЛАБОСТИ
  СЛВ  

Ликвидация

Рис. 2. Матрица SWOT


В каждом из образованных на пересечении ячеек полей надо рассмотреть все возможные парные комбинации конкретных факторов и выделить те, которые следует учесть при разработке стратегии. В отношении тех пар, которые находятся в поле «СИВ», следует применять стратегию по использованию сильных сторон организации, чтобы получить отдачу от появившихся возможностей во внешней среде. В поле «СЛВ» стратегия должна быть направлена на ликвидацию слабых сторон за счет новых возможностей. В поле «СИУ» стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз. В поле «СЛУ» необходимо избавиться от слабости и при этом попытаться предотвратить нависшую угрозу.

Вырабатывая стратегию, нельзя забывать, что возможность, не использованная сегодня, завтра может превратиться в угрозу, если ею воспользуется конкурент. Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей (рис. 3).

  Сильное влияние Умеренное влияние Малое влияние
Высокая вероятность ПОЛЕ «ВС» ПОЛЕ «ВУ» ПОЛЕ «ВМ»
Средняя вероятность ПОЛЕ «СС» ПОЛЕ «СУ» ПОЛЕ «СМ»
Низкая вероятность ПОЛЕ «ИС» ПОЛЕ «НУ» ПОЛЕ «НМ»

Рис. 3. Матрица возможностей

Возможности, попадающие на поля «ВС», «ВУ» и «СС», имеют большое значение для организации, и их надо обязательно использовать. Возможности, попадающие на поля «СМ», «НУ» и «НМ», практически не заслуживают внимания организации. Что касается возможностей, попавших на оставшиеся поля, руководство должно принять позитивное решение об их использовании, если у организации имеется достаточно ресурсов. Аналогичная матрица составляется для оценки угроз.

Анализ рыночной позиции предприятия, выявление наиболее существенных факторов, формирующих его бизнес-среду, является необходимым этапом и составной частью любого производственного плана.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основной




double arrow
Сейчас читают про: