Дидактические и специфические принципы преподавания психологии

Преподавание психологии в высших учебных заведениях представляет целенаправленную деятельность педагога, направленную на усвоение студентами психологических знаний, формирования психологических умений и навыков. В отечественной психологии высшей школы преподавание психологии чаще рассматривается как обучение этой дисциплине. С такой позиции процесс обучения сводится к передаче педагогом социального опыта подрастающему поколению, а студент (учащийся) воспринимает учебный материал, его запоминает, сохраняет и дополняет в самостоятельной работе с учебниками, пособиями, другими источниками. При проверке усвоения знаний (зачетах, экзаменах и других формах контроля) от студента (учащегося) требуется наиболее полно воспроизвести усвоенные знания, продемонстрировать умение использовать эти знания на практике.

На наш взгляд, преподавание является одной из сторон обучения психологии. Под обучением понимаем планомерную и систематическую работу педагога (преподавание) с одной стороны и активность студентов (учебно-профессиональная деятельность) с другой стороны, направленные на психическое, личностное и профессиональное развитие будущего специалиста.

Результатом обучения является уровень психического, личностного и профессионального развития, которого достигает студент в процессе усвоения знаний, их преобразования, значимых позитивных изменений в системе отношений к себе, другим людям, к своей профессии и окружающему миру в целом, совершенствовании своего поведения.

Следует отметить, что в высших учебных заведениях преподавание психологии осуществляется на разных уровнях. Высокий уровень обучения психологии осуществляется на специальных факультетах, на которых готовят профессиональных психологов. Этот уровень предполагает изучения всех основных теоретических психологических курсов, специальных курсов и семинаров по психологическим дисциплинам, дисциплин специальности и специализации, достаточного количества активных развивающих форм обучения, проведения ознакомительной, исследовательской, производственной, психолого-педагогической и преддипломной психологических практик, написания не менее трех курсовых работ по психологии, написание дипломной работы по психологии.

Второй уровень обучения психологии осуществляется в высших учебных заведениях на факультетах, готовящих дошкольных работников, учителей школы, преподавателей и других специалистов, специфика профессиональной работы которых требует знаний по психологии. В данном случае в достаточном объеме для понимания и осознания студентами содержания предметов излагаются курсы общей психологии, психологии развития, педагогической психологии, социальной психологии, основ психологической диагностики и развития ребенка. На этом уровне желательно написание хотя бы одной курсовой работы, а также необходимо включать в содержание производственных практик и дипломных работ психологические аспекты обучения и развития личности.

Третий уровень предполагает изучения психологии на уровне общих требований к личностному развитию выпускников высшего учебного заведения. На наш взгляд, для студентов всех высших учебных заведений необходимо давать элементарные знания по общей психологии, психологии развития, социальной психологии, психологии высшей школы. Формальное включение в базовые учебные планы дисциплины «психология и педагогика», и проведение занятий по этой дисциплине, на наш взгляд, не решают задач профессионального становления личности в высшем учебной заведении.

Специфическим является то, что в нашем учебном заведении, обучение психологии осуществляется на разных уровнях. Для преподавателей, работающих особенно со студентами на высоком уровне преподавания психологии крайне необходимо соблюдать общие и специфические дидактические принципы обучения.

В учебниках по педагогике, каждый автор излагает свою систему принципов, дает их характеристику. Видимо, на основе результатов исследований можно дополнять известные принципы, их дифференцировать. Однако в дидактике существует и такой взгляд, что перечень основных принципов должен быть ограничен и общепризнан. Только специфичность содержания дисциплины может позволить расширение системы дидактических принципов.

Общими принципами являются следующие.

Принцип системности обучения. Эффективность процесса обучения зависит от степени упорядоченности учебного материала, его соответствии государственному стандарту и содержанию базовых программ. При этом, содержание каждой лекции, семинарского или практического занятия, будучи относительно завершенным, должны образовывать целостную картину дисциплины, развивать психологическое мышление, формировать психологическую культуру личности. Принцип системности относится не только к содержанию обучения, но к формам его организации, то есть к процессуальной стороне.

Кроме этого, следует отметить, принцип системности включает в себя такие частные принципы, как преемственность обучения, непрерывность обучения, а также элементарные логические закономерности – от простого к сложному, от легкого к трудному.

Принцип наглядности в обучении заключается в том, что обучение психологии более эффективно, если познание осуществляется на основе наблюдения, мышления и практики. Фактически этот принцип вбирает в себя более частный – от конкретного к абстрактному. В психологии известно, что мышление основывается на представлениях о предметах и явлениях окружающего мира, а представления формируются в процессе восприятия и мнемической и мыслительной деятельности. Наиболее полные представления о психических явлениях формируются при опоре на наглядность.

В последние годы появились новые возможности реализации этого принципа с помощью современных технических средств, компьютерных технологий обучения. Использование компьютерных программ позволяет создать любую модель психического процесса или явления, и с помощью моделирования представляется возможным формировать представления о сложных явлениях.

Принцип научности заключается в том, что изложение учебного материала должно проводиться на высоком научном уровне, научные положения должны излагаться в соответствии с первоисточниками, определения понятий излагать точно с указанием на литературные источники. Вольных толкований известных научных положений психологии не допускается. Преподаватель имеет право излагать свою точку зрения на психические явления, однако он должен приводить научные аргументы и учить студентов излагать учебный материал с учетом принципа научности. К сожалению, в практике преподавания психологии встречается изложение материала наукообразно, с использованием обилия научных терминов, особенно иноязычных, что иногда приводит к нарушению логики содержания и нарушает принцип доступности учебного материала. Чаще наукообразие в преподавании психологии является защитным механизмом и компенсацией неуверенности преподавателя, а также одним из приемов дистанцироваться от студентов.

Принцип доступности реализуется в постепенном усложнении материала, изложении даже сложного материала ясно и четко, не нарушая принципа научности. Этот общий принцип включает в себя другие, более частные дидактические принципы: принцип учета индивидуально-психологических, возрастных и гендерных особенностей студентов. Бесспорно, преподавателю необходимо учитывать особенности такие индивидуальные особенности студентов, как свойства темперамента, показатели обучаемости, психические состояния и многие другие индивидуальные показатели развития личности студента. Очень важно учитывать возрастные особенности студентов, а именно их психологический возраст. Как показывают наши исследования, в учебных группах, особенно младших курсов, можно встретить лиц чаще всего ранней, юности, юности, поздней юности, а иногда и зрелых людей. Очень редко, но встречаются юноши с выраженными потребностями в межличностном общении, типичными для подросткового возраста.

Принцип связи теории с практикой в преподавании психологии реализуется в гармонической связи научных знаний с возможностью их применять в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Этот принцип осуществляется в организационном плане оптимальным сочетанием лекционных, семинарских, практических и лабораторных занятий, организации психологических практик. В методическом плане, принцип связи теории и практики реализуется единством содержания в лекциях теоретических положений и демонстрацией ярких примеров использования этих положений в реальной жизни, в практической деятельности психологов. Разнообразие творческих заданий, направленных на анализ элементов собственного поведения студентов, поступков других людей, обобщение, систематизация фактического материала, интерпретация и соотнесение с закономерностями психологии также позволяют этот принцип обучения актуализировать.

Кроме общих дидактических принципов педагогу необходимо знать специфические принципы преподавания психологии.

Принцип учета жизненного опыта и наличия психологических знаний у студента. В соответствии с этим принципом преподавание психологии следует проводить дифференцировано. В группах, где студенты имеют достаточный жизненный опыт или уже изучали психологию, содержание и формы обучения будут отличаться соответственно от обучения в учебных группах, состоящих только из выпускников средних школ. Даже внутри одной учебной группы рекомендуется дифференцированное обучение с учетом требований принципа.

Как показывает практика, процессы развития группы происходят оптимально, если в группе есть студенты более опытные и психологически подготовленные, чем в группах примерно одинакового развития. Иначе, разновозрастные в психологическом плане группы развиваются успешнее, чем группы, состоящие из лиц одного возраста. Уместно заметить и то, что в гетерогенных группах больше благоприятных условий для личностного развития, чем в группах гомогенных группах.

Принцип постоянной личностной вовлеченности студента в учебный процесс реализуется в том, что содержание психологических дисциплин не безразлично для личности, и студент постоянно соотносит содержание учебных лекций, занятий, знания, полученные из психологической литературы, с представлениями о собственном психическом и личностном развитии, осознает и переживает. В соответствии с данным принципом преподаватель должен отслеживать, чтобы у студентов доминировали конструктивные переживания по поводу содержания психологических дисциплин. Конструктивные переживания вызывают желание у студентов работать над собственным развитием, формируют уверенность в достижении успехов, здоровый оптимизм. Преподавателю психологии необходимо знать, что неумелыми, педагогически неграмотными действиями в процессе обучения психологии, можно вызвать деструктивные переживания у студентов по отношению к собственному психическому и личностному развитию, что приводит к неадекватной самооценке, к неуверенности в своих силах, к снижению познавательной активности, иногда к безразличию к собственному развитию. Как утверждает Я.Л. Коломинский, данный принцип реализуется в механизмах интроспективного проецирования и психотерапевтических ожиданиях студента в процессе изучения психологии. Реально содержанием психологических дисциплин оказывать психотерапевтическую помощь нуждающимся в ней.

Принцип литературно-художественного моделирования в преподавании психологии. Введение этого принципа в методику преподавания психологии осуществилось благодаря исследованиям и огромному педагогическому опыту известных психологов Белоруссии профессоров Я.Л. Коломинского и Л.Н. Рожиной. В обучении психологии можно создавать психологические ситуации, понятные для большинства студентов, которые изучали художественные произведения даже в рамках школьной программы. Я.Л. Коломинский этот принцип в более широком понимании называет словесной наглядностью. Многие темы по общей психологии, психологии личности, социальной психологии, психологии развития можно лучше, более образно, глубже передать студентам, обращаясь к выдержкам из классической прозы и поэзии создавать литературно-художественные модели определенных психологических ситуаций и отношений.

Принцип включения содержания психологической дисциплины в социальную ситуацию психического и личностного развития студента. Данный принцип реализуется на основе того, что одним из определяющих факторов развития является социальная ситуация психического и личностного развития – совокупность доминирующих переживаний личностью своих возможностей, способностей, социальных условий и т.д. Задача преподавателя психологии в процессе обучения в соответствии с данным принципом, сделать так, чтобы содержание дисциплины было жизненно значимо для студента. Это означает, что психологические знания, умения, навыки конструктивно переживались и что система его отношений к себе, другим людям, к окружающему миру основывалась на изучаемых студентом закономерностях психики и ее развития. Этот принцип предложен нами.

Следование общим дидактическим и специфическим принципам позволяет преподавателю психологии достигать цели не только в овладении студентами необходимыми для будущей профессии знаниями, умениями и навыками, но и высокого уровня психического и личностного развития будущих специалистов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: