Методика преподавания психологии как наука

В традиционном понимании данной дисциплины предметом методики преподавания психологии являются закономерности обучения психологии лиц разного возраста. Следовательно, предмет методики преподавания психологии является интегрированным. Он включает в себя общие методологические и дидактические закономерности обучения, а также специфические особенности преподавания психологии, возрастные, гендерные и индивидуально-психологические особенности педагога и обучаемых.

С позиции когнитивной психологии предметом методики преподавания психологии являются закономерности интеллектуального развития личности в процессе ее обучения психологии.

С позиции современной психологии развития предметом методики преподавания психологии являются закономерности психического и личностного развития в процессе обучения психологии.

В традиционной для нашей образовательной системы преподавание любого предмета, в том числе и психологии, представляет собой передачу жизненного опыта при помощи различных организационных форм обучения: чтения лекций, изложения учебного материала методами рассказа, беседы на уроках и других. Затем учебный материал дополняется, систематизируется и закрепляется на семинарских занятиях или уроках, и потом формами контроля определяется уровень усвоения знаний, умений и навыков. При преподавании устанавливаются субъектно-объектная связь между педагогом и обучаемыми. Педагог определяет объем и содержание учебного материала, методы и формы обучения, а обучаемый чаще всего пассивно усваивает учебный материал. При преподавании наиболее интенсивно из всех психических познавательных процессов функционирует память. Чаще всего педагог оценивает способность студента или ученика к запоминанию, сохранению и воспроизведению изучаемого материала. Преподавание ориентировано не на развивающуюся личность, а на эффектную деятельность и ее результаты.

С позиции современной психологии развития методику преподавания психологии можно рассматривать как методику обучения психологии. Ведь обучение имеет различные виды: преподавание, научение, проблемное обучение, развивающее обучение. Как показывают современные исследования, наиболее эффективными в плане психического и личностного развития являются развивающее обучение. Такое обучение, как правило, личностно-ориентированное. В развивающем обучении педагог управляет процессом, содействует самостоятельному усвоению знаний, создает условия для познавательной активности обучаемых, а последние активно усваивая содержание дисциплины, развиваются в психическом, личностном, профессиональном планах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: