Практические задания

Тема 1. Понятие о природопользование и его место в системе научных знаний

Цель: Определить специфику понятия «природопользования», изучить его основные виды и определить место природопользования в современной науке.

Результат освоения:

Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат
ПК-6 У-1 Имеет представление о процедуре проведения ОВОС
У-2 Обладает умениями в сфере проведения экологического аудирования и экспертизы

Основные понятия темы:

Природа - естественная среда обитания человека (всё, что нас окружает, за исключением созданного человеком);

Первичная природа – «дикая природа», природа, существующая вне непосредственных контактов с обществом;

Вторичная природа – преобразованные человеком природные ландшафты, часть природы не способная к саморегулированию и самоподдержанию;

Третичная природа – искусственное окружение людей, состоящее их технических и природных компонентов, деградирующее без поддержки со стороны человека;

Природопользование – совокупность процессов взаимоотношений природы и человека;

Рациональное природопользование – использование природных ресурсов с учетом сохранения их части для будущих поколений, а также с сохранением благоприятной окружающей среды;

Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

Природная среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;

Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

Природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

Природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

Антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

Практические задания.

1. Заполните таблицу «Природа и ее виды»

Виды природы Примеры конкретных объектов в мире Примеры конкретных объектов в России Примеры конкретных объектов в Белгородской области Особенности взаимоотношения с человеком
         
         
         

2. Дайте письменную характеристику особенностей рационального и нерационального землепользования, водопользования, лесопользования.

3. Запишите основные научные взгляды на природу и природопользование Ю.Н. Куражсковского, В.А.Анучина, М.Я.Лемешева, Н.Ф.Реймерса?

4. Составьте графическую схему «Место природопользования в современной системе научных знаний». Стрелками покажите связи природопользования с другими науками.

5. Запишите основные практические направления развития природопользования в Белгородской области.

Контрольные вопросы:

1. Что такое природа, чем отличаются друг от друга ее разновидности?

2. Кто первым ввел в науку термин «природопользование»?

3. Какой вклад в развитие природопользования внесли работы Ю.Н. Куражсковского, В.А.Анучина, М.Я.Лемешева, Н.Ф.Реймерса?

4. История термина природопользование. Его широкое и узкое понимание.

5. Положение природопользование в системе научных знаний.

6. Объект, цели и задачи исследований в сфере природопользования.

7. Научное и практическое значение природопользования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: