Поэтому смотреть на переговоры надо как на процесс обмена – и становится очевидным, насколько важно никогда не давать что-то. Не получая чего-то взамен. Если вы в процессе переговоров идете навстречу пожеланиям другой стороны, вы должны добиться и встречного движения.
! Ничего, абсолютно ничего не должно даваться бесплатно. Этот принцип – основа ведения эффективных переговоров.
Переговоры предназначены в основном для того, чтобы с помощью взаимного обмена мнениями получить отвечающее интересам обеих сторон соглашение и достичь результатов, которые устроили бы всех участников.
Поэтому для каждых переговоров необходимо разрабатывать и применять специальную тактику и технику их ведения (технологию ведения переговоров).
В связи с разнообразием переговоров невозможно предложить их точную модель. Обобщенную схему их проведения можно представить в следующем виде:
1 этап | Подготовка переговоров |
2 этап | Проведение переговоров |
3 этап | Решение проблемы (завершение переговоров) |
4 этап | Анализ итогов деловых переговоров |
Подготовка переговоров
|
|
Компетентный менеджер понимает, что значительная часть времени уходит на подготовку переговоров. Подготовка заключается не только в решении организационных вопросов (формирование делегации, определение места, времени, повестки переговоров), но и проработке таких вопросов, как:
- Анализ проблемы, диагноз ситуации
- Формирование общего подхода к переговорам, определение целей, задач и собственной позиции
- Определение возможных вариантов решения
- Подготовка предложений и их аргументация
- Составление необходимых документов и материалов