Дон Эллис(25.07.34. -17.12.78.) Трубач, руководитель оркестра, композитор, новатор в области аранжировки. Его называли "Кентоном 70-х годов" или "реформатором джазового ритма". Эллис расширил ритмические и тональные возможности джаза, первым начал вводить элементы народной музыки Востока (прежде всего Индии). Изучал композицию в консерватории Бостона. В 1960–61 присоединился к бэнду Д. Рассела и записал вместе с ним один из новаторских альбомов — Ezz-thetics. В 1962 году солировал с Нью-Йоркским симфоническим оркестром, исполняя "Импровизации" Леонарда Бернстайна. В 1964 году решил продолжить образование в Калифорнийском университете и собрал в Лос-Анджелесе Hindustani Jazz Sextet — первую джазовую группу, использовавшую элементы индийской народной музыки. В 1966 году организовал бэнд из 23 музыкантов, выступил на фестивале в Монтерее (шт. Калифорния), на следующий год — в Ньюпорте и стал известен благодаря экспериментам с электроникой и рок-ритмами. Изготовил специальную трубу с четвертой помпой, с помощью которой мог получить |
четвертьтоновые звуки. Новая ритмическая концепция состояла в использовании необычных размеров (9/4, 11/4, 14/4, 17/4, 27/4 и даже 85/4) и асимметричных построений (например, в размере 19/4 ритмическая структура представляла собой комбинацию 3–3–2–2–2–1–2–2–2). Лучшие композиции Эллиса — Pussy Wiggle Stomp, Barnum’s Revenge (вариация на тему Bill Bailey), Scratt And Fluggs, Turkish Bath, Indian Lady, получил премию Grammy за музыку к кинофильму "Французский связной" (1973).