С помощью преподавателя завершите заполнение таблицы. В выводе поясните, какая жидкая среда имеет наиболее жестко регулируемый показатель рН и почему.
Ситуационные задачи
1. Как и почему изменится содержание калия в крови у человека с длительным ацидозом?
2. У человека в течение нескольких дней отмечалась гипервентиляция. Как это отразится на балансе калия?
3. Как изменится устойчивость к развитию ацидоза у человека с анемией? Ответ объясните.
4. При нарушении функции легких в крови повышается уровень углекислого газа и снижается рН. Через некоторое время рН возвращается к норме. Объясните механизм восстановления рН.
5. Как вы думаете, изменится ли продукция кальцитонина и паратгормона у человека с длительным ацидозом? (вспомните, какую роль играет костная ткань в поддержании кислотно-основного равновесия)
Занятие № 10
Тема занятия: Функциональная система поддержания уровня питательных веществ в плазме крови. Системные механизмы голода и насыщения
Цель занятия: изучить функциональную систему поддержания оптимального уровня питательных веществ в плазме крови, проанализировать механизмы развития и биологическое значение голода и насыщения.
|
|
Рекомендуемая литература:
- Лекционный материал.
- Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 260-263.
- Нормальная физиология (Курс физиологии функциональных систем) / Под ред. К.В.Судакова. – М., 1999. – С. 243-272.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
- Количественная характеристика конечного полезного результата ФУС питания – уровень в плазме крови глюкозы, аминокислот, жирных кислот.
- Центральные и периферические хеморецепторы, регистрирующие уровень питательных веществ в плазме крови.
- Центр регуляции ФУС питания. Гипоталамические центры «голода» и «насыщения».
- Внутреннее звено саморегуляции ФУС питания. Депонирование питательных веществ в организме.
- Внешнее звено саморегуляции ФУС питания.
- Теории голода. Последовательность механизмов формирования голода.
- Теории насыщения. Фазы сенсорного и обменного насыщения.
· Запишите в тетради для практических работ уровень глюкозы в плазме крови. Составьте таблицу, характеризующую гормоны, влияющие на уровень глюкозы в плазме крови.
Наименование гормона | Место продукции | Факторы, стимулирующие выброс гормона | Влияние на углеводный обмен |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Работа 1.