Цель занятия: изучить функциональную систему поддержания оптимальной температуры тела человека, проанализировать механизмы теплопродукции и теплоотдачи, методы исследования температуры тела.
Рекомендуемая литература:
1. Лекционный материал.
2. Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. – М., 2008. - С. 207-210.
3. Нормальная физиология (Курс физиологии функциональных систем) / Под ред. К.В.Судакова. – М., 1999. – С. 305-335.
Дополнительная информация:
Правила проведения термометрии:
Наиболее широко применяются ртутные термометры, состоящие из стеклянной трубки, внутри которой находится капилляр, соединенный с резервуаром, заполненным ртутью. На шкале термометра нанесены деления - от 34 до 42-43° С. Цена деления шкалы ртутного термометра - 0,1° С. Ртутный медицинский термометр называется максимальным, так как его капилляр имеет сужение, препятствующее обратному движению ртути в резервуар при окончании тепловых воздействий на него. Поэтому он показывает максимально высокую измеренную температуру. Для возвращения ртути в резервуар термометра его необходимо несколько раз встряхнуть. Делать это надо осторожно, чтобы не уронить термометр или не ударить его о близстоящие предметы. Помимо ртутных медицинских термометров, применяют электортермометры - цифровые и моментальные, удобные для быстрого определения местной температуры кожи и слизистых оболочек
|
|
Места измерения температуры тела:
подмышечные впадины;
полость рта (под языком);
паховые складки (у детей);
прямая кишка (ослабленные больные)..
Положение человека при измерении температуры должно быть спокойное, сидячее или, лучше, лежачее. Перед началом термометрии необходимо осмотреть подмышечную впадину и насухо вытереть ее. Если на коже подмышечной впадины есть воспалительные изменения, то термометрию проводят другим способом. Термометр располагают так, чтобы ртутный резервуар со всех сторон соприкасался с телом в самой глубине подмышечной впадины, не смещаясь в течение всего времени измерения. Между термометром и телом не должно попадать белье. Плечо плотно прижимают к грудной клетке Ошибка в сторону уменьшения показаний термометра может легко произойти, если не удерживать в течение нужного времени руку в должном положении. Вследствие этого не создается необходимой герметичности в подмышечной ямке, и термометр показывает температуру ниже действительной. Проводит термометрию необходимо не менее 10 мин.
Обычно температуру тела измеряют два раза в день - в 7- 8 ч, утром и вечером, и в 16- 17 ч. В указанные часы можно судить о максимальной и минимальной температуре. Температуру тела необходимо измерять натощак: обычно утром перед завтраком и вечером перед ужином.
|
|
У здорового человека температура тела является постоянной, с небольшими колебаниями в утренние и вечерние часы (36-37° С). Утром температура ниже на несколько десятых градуса, а вечером выше. Считается, что температура не должна превышать 37°С, а ее колебания находятся в пределах от 0,3 до 1° С.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1. Значение постоянства температуры внутренней среды для жизнедеятельности организма.
2. Понятие пойкило-, гомойо- и гетеротермии.
3. Характеристики периферических и центральных терморецепторов.
4. Путь проведения температурной чувствительности
5. Локализация центров терморегуляции.
6. Способы теплопродукции, исполнительные органы и их регуляция:
А) Интенсивность обмена веществ
Б) Несократительный термогенез (бурая жировая ткань)
В) Сократительный термогенез
7. Способы теплоотдачи, исполнительные органы и их регуляция:
А) Теплопроведение, излучение, конвекция
Б) Значение гемодинамического перераспределения массы крови
В) Теплопотери при испарении пота и тепловой одышке.
8. Поведенческие терморегуляторные реакции.
9. Функциональная система терморегуляции. Внутренний и внешний контур саморегуляции.
10. Понятие и физиологические механизмы гипертермии, гипотермии, лихорадки.
11. Методы исследования температуры тела, их медицинское значение.
Выполните самостоятельно следующую работу: в любой удобный для вас день проведите у себя четырехкратную термометрию (7-8 часов утра; 12-13 часов; 16-17 часов и 21-22 часа). Определите минимальную и максимальную температуру в течение дня. В тетради для практических занятий оформите свою работу в виде протокола. Кратко укажите основные правила измерения температуры тела. Запишите свои результаты. Сопоставьте свои показатели с нормальными параметрами. Сделайте вывод.