Предмет и основные традиции социальной эпистемологии

Социальная эпистемология (социальная гносеология^)это философская (социально-философская) наука, исследующая основные способы познания социальной реальности (общества, социума) и со­ставляющая теоретическое ядро социальной методологии (мето­дологии социальной реальности).

В истории социальной эпистемологии можно выделить не­сколько основных традиций, причем все они так или иначе имеют свое продолжение в современной социально-эпистемологичес­кой мысли. Современная социальная эпистемология характеризу­ется плюрализмом концепций, и потому всякий разговор о еди­ной социальной эпистемологии является беспредметным.

Обозначим основные традиции современной социальной эпи­стемологии, каждая из которых включает в себя два философ­ских направления:

1) позитивизм и марксизм;

2) неокантианство и Макс Вебер (веберианство);

3) социальная феноменология и герменевтика;

4) постструктуализм и постмодернизм.

Из этих четырех традиций наибольшее внимание мы уделим первой и второй, наименьшее — третьей и четвертой, что впол­не согласуется с их распространенностью, популярностью в науч­ных кругах. Позитивизм в его различных интерпретациях (в том числе и марксистской) и происходящее из неокантианства уче­ние о социальном познании М. Вебера являются абсолютными лидерами в социальной эпистемологии XX — начала XXI в., за­слоняя собой все остальные социально-эпистемологические на­правления и концепции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: