Понятия и термины

Социальная методология Социальное наблюдение Социальный эксперимент Контент-анализ Анкетирование Анализ документов Интервью Экспертный опрос Социометрический опрос Тестирование Мониторинг

Социальная эпистемология

Позитивизм

Марксизм

Неокантианство

Веберианство

Социальная феноменология

Герменевтика

Постструктурализм

Постмодернизм

Габитус

Жизненный мир

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Поразмышляйте о том, каким образом в анализе экономи­ческих фактов могут проявлять себя постструктурализм и пост­модернизм. Здесь, к примеру, можно сделать доклад по ра­боте Ж. Бодрийяра «Система вещей» (М., 1998).

2. Каковы, на ваш взгляд, методологические особенности эко­номического прогнозирования? Как экономист может иссле­довать будущее, какие методы он здесь использует?

3. Каковы особенности экономической экспертизы по сравне­нию с экспертизами в других отраслях знания? В какой


степени к подобной экспертизе могут быть привлечены эко­номисты-теоретики и экономисты — специалисты в обла­сти экономической методологии и философии хозяйства?

4. Как опросы и интервью могут помочь сбору эмпирической информации в сфере экономики? И какие проблемы могут возникнуть при ее последующей обработке и трансформа­ции в теоретическое знание?

ЗАДАЧИ, ТЕСТЫ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Какое из перечисленных ниже социально-эпистемологических
учений полагало, что социальное знание можно получать при­
мерно теми же способами, что естественно-научное знание,
а социальные науки должны во всем подражать естествен­
ных наукам?

A. Социальная феноменология.
Б. Постмодернизм.

B. Позитивизм.

2. Что такое «жизненный мир» по А.Шюцу?

A. Мир органической жизни, биологических организмов (жи­
вотных и растений, включая человека).

Б. Мир активного функционирования общества и человека во всех его проявлениях.

B. Сфера непосредственного, рефлексивного, интуитивно пе­
реживаемого жизненного опыта, который формируется
и закрепляется на уровне здравого смысла.

3. Какой из указанных ниже эмпирических способов исследова­
ния явления не методом, а только процедурой?

A. Наблюдение.
Б. Эксперимент.

B. Измерение.

4. По какой основной причине нельзя подменять методы экономи­
ческих исследований методами социологического исследования?

A. Экономическая наука имеет собственные цели и задачи, не
соответствующие целям и задачам социологической науки.

Б. Аппарат и язык экономической науки не совпадает с аппа­ратом и языком социологической науки.

B. Методы социологической науки не являются в необходи­
мой степени формализованными и математизированными —
о той степени, как этого требует экономическое познание.





5. Что такое контент-анализ?

A. Метод количественных исследований документальной ин­
формации, основанный на переводе качественных парамет­
ров изучаемого текста в количественные характеристики
и их последующей обработке и анализе.

Б. Метод качественных исследований документальной и ху­дожественной информации, базирующийся на вербальном анализе исследуемого документа и последующем словесном его воспроизведении.

B. Метод количественных исследований документальной и ху­
дожественной информации, использующий специальные
матрицы и графические изображения, показывающие вза­
имодействие между исследуемым документом и ситуаци­
ей, им описываемой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: