Экономические парадоксы

Термин «парадокс» имеет два основных значения: во-первых, в обыденном значении этого слова парадокс — это нечто про­тиворечащее здравому смыслу, а во-вторых, в философско-логи-ческом смысле парадокс — это формально-логическое противоречие, которое возникает в формальной логике и теории множеств при сохранении в целом правильности хода рассуждений. Одним из видов парадокса выступает так называемая антиномия — появление в ходе рассуждений двух одинаково обоснованных, но при этом противоречащих друг другу высказываний.

Причины появления парадоксов можно разделить на две груп­пы: 1) общие гносеологические и логические трудности, связанные с понятием предметной области в формальной логике, с введе­нием абстрактных понятий и идеализированных объектов, а также противоречия математической теории множеств; 2) реальные «противоречия» внутри познаваемых процессов и явлений, свя­занные с односторонностью и схематичностью познавательного процесса в отношении них, а также «смешением» различных по­знавательных уровней1.

Экономическим парадоксом мы будем называть парадоксы, ко­торые в той или иной своей предметной области формулирует экономическая наука. Причины их, в принципе, те же, что были сформулированы выше: это либо формально-логические проти-

' Такие противоречия еще принято называть диалектическими.


воречия экономического познания, либо объективные противо­речия внутри самих хозяйственных явлений и процессов.

Приведем несколько самых известных экономических па­радоксов. Любопытно, что все они — плоды рефлексии нобе­левских лауреатов Мориса Алле, Василия Леонтьева и Кеннета Эрроу.

Парадокс Алле относится к сфере выбора хозяйственных ре­шений экономическими агентами. До М. Алле считалось само собой разумеющимся, что всякий экономический агент (пред­приниматель, рантье, наемный рабочий и т.п.) в своей хозяйствен­ной деятельности исходит из принципа максимальной ожидаемой полезности. Однако французский ученый показал, что на деле такой агент в большинстве случае предпочитает максимальной полезности максимальную надежность, связанную с его выжи­ванием в мире других агентов и стабильным функционировани­ем управляемого им экономического объекта (т.е. предприятия, естественного ресурса, рабочей силы и т.п.).

Парадокс Леонтьева — это парадокс, связанный с опроверже­нием теоремы Хекшера—Улина, которая утверждала, что в струк­туре своей внешней торговли каждая страна должна экспорти­ровать товары, производство которых требует сравнительно бо­лее высоких затрат ресурса, имеющегося в этой стране в избытке. Например, США в современную эпоху должны были экспорти­ровать капиталоемкую продукцию, а импортировать трудоемкую. Однако Леонтьев вопреки данной теореме и «здравому смыслу» экономистов показал, что на деле (вследствие множества при­чин) ситуация прямо обратная: высокоразвитая страна (типа США) экспортирует труд и импортирует капитал.

Парадокс Эрроу относится к сфере так называемой теории общественного выбора и утверждает, что общественная функция выбора, выражающая связь между индивидуальными предпоч­тениями и самим общественным выбором, должна отвечать че­тырем условиям переходности: универсальность, единогласие, независимость, отсутствие диктатора, — однако все эти условия, если их рассматривать как условия достижения социального мак­симума, оказываются несовместимыми между собой.

Естественно, тремя этими парадоксами не исчерпывается все «богатство парадоксов» экономической науки. Изучение их очень полезно, поскольку парадоксы развивают нестандартность мыш­ления и его критичность в отношении вроде бы уже установлен­ных законов и аксиом экономической науки.

307


ГИПОТЕЗА И ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Гипотезу можно определить как предположение, которое нельзя считать до конца достоверным; научная гипотеза предсказывает существование каких-либо фактов или явлений, со временем она отбрасывается или превращается в теорию. В этом смысле лю­бая из гипотез является «прообразом» теории, в которую она со временем может превратиться либо самостоятельно, либо во вза­имодействии с другими гипотезами.

Существует несколько основных правил для выдвижения и про­верки гипотез, и все их можно применить и к гипотезам, выд­вигаемым экономистами:

• новая гипотеза не должна противоречить уже известным фактам;

• новая гипотеза должна стремиться объяснять максималь­но возможное число новых фактов;

• новая гипотеза должна быть проверяемой;

• новая гипотеза должна быть по возможности простой.

Существует несколько основных типов гипотез: рабочая (пред­варительная) гипотеза, гипотеза ad hoc (для данного случая), модельная гипотеза; гипотезы также можно классифицировать и по областям знания: политические, философские, психологи­ческие, социологические, экономические и т.п.

Экономическими гипотезами далее мы будем называть гипо­тезы, которые использует и применяет экономическая наука, или, по-другому, гипотезы, выдвигаемые экономистами относительно тех или иных хозяйственных фактов или явлений.

В экономических исследованиях особое распространение по­лучили модельные гипотезы.

«В экономической науке (модельные гипотезы. — А. О.) — это экономико-математические модели. Характерной чертой подоб­ного рода гипотез является то, что их выводы должны пройти двойную проверку — с точки зрения соответствия модели и с точки зрения соответствия моделируемому объекту»1.

Экономическая гипотеза является важнейшим элементом эко­номического знания и к тому же составной частью гипотетико-дедуктивного метода в экономической науке.

Гипотетико-дедуктивный метод в экономической науке — это система методологических приемов, предполагающая дедуцирова­ние из экономических гипотез эмпирически проверяемых следствий, 1 Суслов И.П. Указ. соч. С. 231-232.

308


которые можно соотнести с имеющимися хозяйственными фак­тами.

Применяя подобный метод, экономист изначально распола­гает определенным набором гипотез, которые как бы могут рас­полагаться на двух уровнях. Низший уровень при этом занимают рабочие гипотезы и гипотезы ad hoc, а высший уровень — базо­вые исследовательские гипотезы. Сначала этот набор гипотез под­вергают эвристическому исследованию: ведется поиск новых эко­номических законов и принципов, неизвестных эмпирических закономерностей, а далее все они подвергаются проверке на ис­тинность (или хотя бы на научность) путем верификации или фальсификации. Некоторые из экономических гипотез при этом могут быть отброшены и заменены другими. Исследовательский поиск ведется до получения надежных результатов, хотя далеко не всегда таковые могут быть получены в принципе.

Гипотетико-дедуктивный метод является основным методом формирования нового знания в экономической науке, а посто­янное выдвижение новых и оригинальных гипотез эффективно стимулирует прогресс экономического знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: