Термин «парадокс» имеет два основных значения: во-первых, в обыденном значении этого слова парадокс — это нечто противоречащее здравому смыслу, а во-вторых, в философско-логи-ческом смысле парадокс — это формально-логическое противоречие, которое возникает в формальной логике и теории множеств при сохранении в целом правильности хода рассуждений. Одним из видов парадокса выступает так называемая антиномия — появление в ходе рассуждений двух одинаково обоснованных, но при этом противоречащих друг другу высказываний.
Причины появления парадоксов можно разделить на две группы: 1) общие гносеологические и логические трудности, связанные с понятием предметной области в формальной логике, с введением абстрактных понятий и идеализированных объектов, а также противоречия математической теории множеств; 2) реальные «противоречия» внутри познаваемых процессов и явлений, связанные с односторонностью и схематичностью познавательного процесса в отношении них, а также «смешением» различных познавательных уровней1.
|
|
Экономическим парадоксом мы будем называть парадоксы, которые в той или иной своей предметной области формулирует экономическая наука. Причины их, в принципе, те же, что были сформулированы выше: это либо формально-логические проти-
' Такие противоречия еще принято называть диалектическими.
воречия экономического познания, либо объективные противоречия внутри самих хозяйственных явлений и процессов.
Приведем несколько самых известных экономических парадоксов. Любопытно, что все они — плоды рефлексии нобелевских лауреатов Мориса Алле, Василия Леонтьева и Кеннета Эрроу.
Парадокс Алле относится к сфере выбора хозяйственных решений экономическими агентами. До М. Алле считалось само собой разумеющимся, что всякий экономический агент (предприниматель, рантье, наемный рабочий и т.п.) в своей хозяйственной деятельности исходит из принципа максимальной ожидаемой полезности. Однако французский ученый показал, что на деле такой агент в большинстве случае предпочитает максимальной полезности максимальную надежность, связанную с его выживанием в мире других агентов и стабильным функционированием управляемого им экономического объекта (т.е. предприятия, естественного ресурса, рабочей силы и т.п.).
Парадокс Леонтьева — это парадокс, связанный с опровержением теоремы Хекшера—Улина, которая утверждала, что в структуре своей внешней торговли каждая страна должна экспортировать товары, производство которых требует сравнительно более высоких затрат ресурса, имеющегося в этой стране в избытке. Например, США в современную эпоху должны были экспортировать капиталоемкую продукцию, а импортировать трудоемкую. Однако Леонтьев вопреки данной теореме и «здравому смыслу» экономистов показал, что на деле (вследствие множества причин) ситуация прямо обратная: высокоразвитая страна (типа США) экспортирует труд и импортирует капитал.
|
|
Парадокс Эрроу относится к сфере так называемой теории общественного выбора и утверждает, что общественная функция выбора, выражающая связь между индивидуальными предпочтениями и самим общественным выбором, должна отвечать четырем условиям переходности: универсальность, единогласие, независимость, отсутствие диктатора, — однако все эти условия, если их рассматривать как условия достижения социального максимума, оказываются несовместимыми между собой.
Естественно, тремя этими парадоксами не исчерпывается все «богатство парадоксов» экономической науки. Изучение их очень полезно, поскольку парадоксы развивают нестандартность мышления и его критичность в отношении вроде бы уже установленных законов и аксиом экономической науки.
307
ГИПОТЕЗА И ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Гипотезу можно определить как предположение, которое нельзя считать до конца достоверным; научная гипотеза предсказывает существование каких-либо фактов или явлений, со временем она отбрасывается или превращается в теорию. В этом смысле любая из гипотез является «прообразом» теории, в которую она со временем может превратиться либо самостоятельно, либо во взаимодействии с другими гипотезами.
Существует несколько основных правил для выдвижения и проверки гипотез, и все их можно применить и к гипотезам, выдвигаемым экономистами:
• новая гипотеза не должна противоречить уже известным фактам;
• новая гипотеза должна стремиться объяснять максимально возможное число новых фактов;
• новая гипотеза должна быть проверяемой;
• новая гипотеза должна быть по возможности простой.
Существует несколько основных типов гипотез: рабочая (предварительная) гипотеза, гипотеза ad hoc (для данного случая), модельная гипотеза; гипотезы также можно классифицировать и по областям знания: политические, философские, психологические, социологические, экономические и т.п.
Экономическими гипотезами далее мы будем называть гипотезы, которые использует и применяет экономическая наука, или, по-другому, гипотезы, выдвигаемые экономистами относительно тех или иных хозяйственных фактов или явлений.
В экономических исследованиях особое распространение получили модельные гипотезы.
«В экономической науке (модельные гипотезы. — А. О.) — это экономико-математические модели. Характерной чертой подобного рода гипотез является то, что их выводы должны пройти двойную проверку — с точки зрения соответствия модели и с точки зрения соответствия моделируемому объекту»1.
Экономическая гипотеза является важнейшим элементом экономического знания и к тому же составной частью гипотетико-дедуктивного метода в экономической науке.
Гипотетико-дедуктивный метод в экономической науке — это система методологических приемов, предполагающая дедуцирование из экономических гипотез эмпирически проверяемых следствий, 1 Суслов И.П. Указ. соч. С. 231-232.
308
которые можно соотнести с имеющимися хозяйственными фактами.
Применяя подобный метод, экономист изначально располагает определенным набором гипотез, которые как бы могут располагаться на двух уровнях. Низший уровень при этом занимают рабочие гипотезы и гипотезы ad hoc, а высший уровень — базовые исследовательские гипотезы. Сначала этот набор гипотез подвергают эвристическому исследованию: ведется поиск новых экономических законов и принципов, неизвестных эмпирических закономерностей, а далее все они подвергаются проверке на истинность (или хотя бы на научность) путем верификации или фальсификации. Некоторые из экономических гипотез при этом могут быть отброшены и заменены другими. Исследовательский поиск ведется до получения надежных результатов, хотя далеко не всегда таковые могут быть получены в принципе.
|
|
Гипотетико-дедуктивный метод является основным методом формирования нового знания в экономической науке, а постоянное выдвижение новых и оригинальных гипотез эффективно стимулирует прогресс экономического знания.