Материал валков

Прежняя характеристика материала валков — «чугунные», «сталь­ные»— в настоящее время столь же недостаточна, как и применение терминов «литые», «кованые» для характеристики способов их изготов­ления.

В настоящее время в производстве прокатных валков [104] (за границей и в СССР) указанные понятия в отношении материала валков расширены. Теперь для характеристики валков применяют понятия «чугунная основа», учитывая, что валки с такой основой могут отли­чаться не только по химическому составу, но и по способу производ­ства, в частности термообработки.

Наряду с этим большое значение приобрела проблема легирова­ния валков как со стальной, так и с чугунной основой, путем ввода легирующих элементов: хрома, никеля, молибдена (Англия, США) и ванадия (СССР). В последнее время ведутся работы по использова­нию в качестве легирующих элементов также меди, вольфрама и ко­бальта.

Привести обобщенные сведения по материалам, применяемым для валков современных станов, особенно затруднительно потому, что до сих пор в этой области не существуют не только стандарты, но нет и примерной классификации валков по назначению, химическому составу и способу производства (изготовления и обработки).

Очень часто валки одной марки, работая в аналогичных условиях, в одном случае оказываются вполне пригодными, в другом немедлен­но выходят из строя. Бывает и так, что при различных условиях рабо­ты применяются валки из материала одной марки; естественно, что те из них, которые работают в худших условиях раньше приходят в негодность.

В последнее время некоторые английские и американские фирмы делают попытки к введению унификации в этой области [104], разумеется, в пределах продукции одной фирмы (табл. 24).

В последнее время особую актуальность приобрела проблема производства валков для станов холодной и горячей прокатки из легированных чугунов, подвер­гающихся, как и стали, термической обработке (закалке). Экономическая выгодность применения таких валков по сравнению с применением стальных валков вызвала большой интерес к ним. За границей и в СССР проведен ряд исследовательских работ по выбору оптимальных составов чугунов с высокими механическими свойствами для изготовления валков.

Большой интерес представляет работа инж. Карханина [105], проведенная на Ижорском заводе в 1935/36 г. Данные Шефенберга [103], Пивоварского, Горшкова и проф. Рубцова о составе и максимальной твердости легированных чугунов. Инж. Карханин [105] использовал для получения опытным путем легированных чугунов, обладающих весьма высокими механическими свойствами.

Химический состав одного из них следующий: 3,55% С; 1,37% Si; 1,77% Mn; 0,12% P; 0,05% S; 2,28% Сr; 1,76% Ni; 0,56% Мo. Твердость бочек валков по Шору 92—100, шеек —84—90.

Исследовательские работы, проведенные в 1936 г. группой инженеров Лутугинского завода, на основе которых освоено производство валков для Магнитогорс­кого, Новомосковского, «Запорожстали» и других заводов, дают частичный ответ и на поставленный вопрос (см. табл. 25).

Из этой таблицы можно сделать первый вывод, что низколегированные валки применяются преимущественно в сортовом производстве, высоколегированные и мо­либденовые — в листовом как для горячей, так и для холодной прокатки.


Т а б л и ц а 25


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: