К настоящему времени число форматов (в случае Windows формат обычно определяется расширением имени файла) представления изображений определяется десятками и практически не растет далее (чего нельзя сказать о методах компрессии данных). Формат в большинстве случае определяется расширением имени файла (для MS Windows), однако в некоторых случаях информация в файле с одним и тем же расширением может оказаться сжатой различными методами.
Наипростейшим случаем сохранения растрового (см. подраздел 2.2.1 данной работы) изображения является последовательное кодирование триад цвета в каждой точке изображения; при этом объем файла изображения будет не менее XY3N байт (X,Y - ширина и высота изображения в точках, N - число байт кодирования интенсивности каждого цвета). При размерах изображения 640480 и `глубине' цвета в 2 байта (216=65536 градаций) размер файла не менее 640480322 Mбайт! Учитывая, что в настоящее время обычно применяется глубина цвета в 3 или 4 байта (224=16'777'216 или 232=4'294'967'296 градаций интенсивности цвета) и значительно б о льшие размеры изображения, хранение полноцветных изображения без компрессии практически невозможно (о методах компрессии см. подраздел 2.3).
|
|
Одним из (исторически) первых форматов сохранения изображений явился точечный рисунок Windows (расширение имени файла.BMP,.RLE или.DIB; именно с BMP-форматом работает Windows-штатный графический редактор MS Paint. Бл и зким к BMP является формат ICO, до сих пор применяемый для сохранения изображений в виде маленьких `иконок'.
Файлы формата PCX (PC Paintbrush) использовались в основном в MS DOS и Windows'3x, поддерживается сжатие (компрессия) по методу ZSoft.
Графические файлы формата TIF (Tagged File Format) поддерживают все глубины цветности и используют сжатие.
Формат GIF (Graphics Interchange Format) поддерживает только 256-цветные изображения и (в современных версиях GIF87/GIF89) последовательность изображений (анимация); для использования на страницах HTML (HiperText Markup Language) важно свойство `прозрачности' (transparent) GIF-файлов. Для создания и редактирования анимированных GIF-файлов имеется большое количество ПО (например, Ulead GIFAnimator, www.ulead.com).
JPG -файлы (JPEG File Interchange Format) являются сильно компрессованными (возможно выбирать уровень компрессии в ущерб качеству изображения) и практически монополизировали InterNet (кроме небольших анимированных `ярлычков', где применяется GIF).
Формат DXF активно применяется фирмой AutoDESC (www.autodesc.com) в пакете AutoCAD и является стандартом обмена векторной графикой; DXF-файл является текстовым, поддерживает определения сложных объектов, вложенность блоков и др. Текстовый формат этих файлов способствовал их широкому распространению, т.к. (относительно) несложно разрабатывать пользовательские программы для считывания, анализа и создания DXF-файлов. Специально для применения в сети InterNet фирма AutoDESC разработала формат DWF (Drawing WEB File).
|
|
Продвигаемый MS формат WMF (Windows Metafiles Format) поддерживает векторную графику (и поэтому изображения легко масштабируются) и позиционируется как средство поддержания объектов галлереи кадров (Microsoft Clip Gallery).
Проблема авторизации изображений решен путем внедрения в файл изображения т.н. цифровой метки (компания DigimarcCorp., www.digimarc.com). Эффективность методики настолько высока, что единожды внедренная метка обнаруживается даже после сложных манипуляций с изображением и сканирования картинки, технология принята штатной в продуктах фирм Adobe (www.adobe.com) и Corel (www.corel.com).
Формат PDF (Portable Document Format) той же фирмы является форматов электронных документов и может включать текст, графику (как растровую, так и векторную) и иные данные.
Большое количество других форматов изображений используется не столь часто и здесь не рассматривается; некоторые из вышерассмотренных форматов изображений используются и при создании видеофильмов (см. ниже). Практически все форматы изображений приг о дны для использования в качестве объектов для предложенной MS технологии внедрения или связывания объектов (OLE); причем `внутри' конкретного приложения изображения сохраняются (в случае внедрения) в специфичном формате, для перекодирования применяются (автоматически применяемые) т.н. `графические фильтры'.