Способы кодирования цвета при записи и воспроизведении изображений

Способы представления цвета имеют свою теоретическую и практическую историю. Согласно современным понятиям свет является электромагнитным излучением, причем человеческий глаз воспринимаем лучи с длиной волны приблизительно от 40010-6 мм (фиолетовый) до 70010-6 мм (красный). Данная шкала является непрерывной, а понятие цвета относится всего лишь к определенной части этой шкалы (от синего к красному согласно повышению длины волны).

Человеческий глаз различает сотни цветовых оттенков (известное зрение художника, якобы м о гущее воспринимать многие тысячи цветов, скорее всего является следствием чрезмерной эмоциональности в суждениях). Открытый И.Ньютоном способ разложения цвета на 7 составляющих оказался чрезмерно сложным для практической реализации. Согласно трехкомпонентной теории цветового зрения (не единственной из существующих) цвет представляется в виде суперпозиции трех основных цвет о в - красного (R), зеленого (G) и синего (B). В 1931г. решением Международной Комиссии по Освещению (CIE,Commision International de l ' Eclairage) были стандартизированы монохроматические цвет а цветового излучения с дл и нами волн соответственно: красный цвет - 70010-6, синий - 546,110-6 и красный - 435,810-6 мм.

На рис.1 схематично показана схема современной модели цвета - RGB

Рис.1 Модель RGB

Модель RGB (Red, Green, Blue) является, пожалуй, наиболее простой и естественной из существующих. Здесь цвет представляется суммой интенсивностей трех составляющих цвета, при этом смешение трех цвет о в в одинаковой пропорции дает белый (при максимальной интенсивности составляющих) или серый (при меньшей, но равной, интенсивности составляющих; при нулевой интенсивности составляющих имеем черный цвет). Эта модель именуется аддитивной (основанной на сложении трех составляющих цвета) и напрямую реализуется в современных сканерах и электроннолучевых трубках мониторов. В Windows модель RGB поддерживается широко - известны системные функции получения полного цвета по его составляющим RGB(Red,Green,Blue) и выделения интенсивности N-ной компоненты (N[R,G,B]) цвета GetNValue(RGB_Value); при этом интенсивность каждого из цвет о в Red, Green, Blue кодируется целым числом от 0 до 255.

Модель RGB имеет и недостатки - цвет а на экране монитора могут отличаться от полученных цветоделением, существует взаимозависимость цветовых каналов (при увеличении яркости одного канала в других каналах яркость уменьшается). Развитием RGB-модели является RGBA (Red, Green, Blue, Alpha), позволяющая учитывать прозрачность элементов изображения (канал Alpha).

Модель RGB совершенно неприменима при цветной печати, когда цвет а фактически не суммируются, а вычитаются из белого цвета бумаги (при печати суммирование трех красок равной интенсивности дает не белый, а наоборот - близкий к черному - цвет).

В модели CMYK используются дополнительные к RGB цвета - голубой (Cyan), пурпурный (Magenta) и желтый (Yellow), модель получила название субтрактивной. Для получения серых оттенков приходится давать избыток голубой составляющей, интенсивность Cyan на 1020% больше, чем пурпурной и желтой. В реальных цветных принтерах используется дополнительная емкость с черной краской, так как смешение CMY при их полной интенсивности все же не позволяет получить истинно черный цвет (отсюда символ K, см. рис.2).

Недостатки цветовой модели CMYK - узкий цветовой диапазон, неточное отображение цветов CMYK на мониторе и больший (по сравнению с RGB) расход памяти при реализации.

Рис.2 Сравнение моделей RGB и CMYK

Самым широким охватом обладает и наиболее точно описывает параметры цвета модель Lab (рис.3). Ее достоинством является полное разделение информации о цвете и яркости, модель часто используется в качестве внутренней во многих программных продуктах для пересчета при переводе цветов из одной модели в другую. Современные пакеты работы с изображениями обязательно позволяет учитывать качество реальных устройств воспроизведения и корректировать цветопередачу (при этом используется понятие цветовой температуры - величины, тесно связанной с амплитудно-частотной характеристикой данного устройства в диапазоне видимого цвета).

Рис.3 Модель Lab

HSB - модель, которая в принципе является аналогом RGB, она основана на её цветах, но отличается системой координат.

Любой цвет в этой модели характеризуется тоном (Hue), насыщенностью (Saturation) и яркостью (Brightness). Тон - это собственно цвет. Насыщенность - процент добавленной к цвету белой краски. Яркость - процент добавленной чёрной краски. Итак, HSB - трёхканальная цветовая модель. Любой цвет в HSB получается добавлением к основному спектру чёрной или белой, т.е. фактически серой краски. Модель HSB не является строгой математической моделью. Описание цветов в ней не соответствует цветам, воспринимаемых глазом. Дело в том, что глаз воспринимает цвета, как имеющие различную яркость. Например, спектральный зелёный имеет большую яркость, чем спектральный синий. В HSB все цвета основного спектра (канала тона) считаются обладающими 100%-й яркостью. На самом деле это не соответствует действительности.

Хотя модель HSB декларирована как аппаратно-независимая, на самом деле в её основе лежит RGB. В любом случае HSB конвертируется в RGB для отображения на мониторе и в CMYK для печати,а любая конвертация не обходится без потерь.

В некоторых случаях профессионалы предпочитают работать с системой HSV, название которой является аббревиатурой терминов оттенок (Hue) - насыщенность (Saturation) - яркость (Value).

Множественность моделей говорит о сложности попыток представления цвета; несмотря на явные достижения и практическое использование работа в этом направлении продолжается в связи с постоянным повышением требований к качеству воспроизведения изображений при экранной демонстрации и получении печатной продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: