double arrow

Смазочная система


В современных автотракторных двигателях применяют только смазочные системы (СС), в которых масло к большинству трущихся сопряжений подводится под давлением, создаваемым масляным насосом.

В зависимости от места нахождения основного количества масла СС подразделяют на системы с мокрым картером и системы с сухим картером. Первый вид системы применяется для бензиновых двигателей и дизелей сравнительно небольшой мощности, а второй – на дизелях, устанавливаемых на тяжелых колесных и гусеничных машинах, что позволяет повысить запас хода и создает более благоприятные условия для работы масла.

Количество масла VM, необходимого для нормального функци­онирования СС, составляет (л):

– (0,04...0,09)Ne — бензиновые двигатели легковых автомобилей;

– (0,07...0,1)Ne — бензиновые двигатели грузовых автомобилей и дизели легковых автомобилей;

– (0,11...0,16)Nе — дизели грузовых автомобилей.

В автотракторных двигателях привод маслонасоса осуществляется от коленчатого или распределительного (бензиновые двигатели) вала.

В смазочных системах достаточно мощных двигателей применяют маслозакачивающие насосы с приводом от электромотора. Этим насосом масло нагнетается к трущимся парам перед пуском двигателя, обеспечивая более легкий пуск и более надежную работу после пуска двигателя.

В современных двигателях применяют масляные насосы ше­стеренчатого типа с внешним (рис. 6.1 а) и внутренним (6.1 б, в) зацеп­лением.

Во втором случае используют как эвольвентное (рис. 6.1 б), так и эпициклоидальное зацепление (рис. 6.1 в).


Рис. 6.1. Масляные насосы с внешним (а) и внутренним (эвольвентным — б, эпициклоидальным — в) зацеплением

Размеры шестерен, а следовательно, и производительность масляных насосов целесообразно определять исходя из циркуляционного расхода масла через двигатель, необходимого для отвода теплоты QOM, воспринимаемой маслом.

Циркуляционный расход масла (м3/с)

; (6.1)

Теплота, отводимая в масло (кДж/с),

, (6.2)

где – доля теплоты, передаваемая в смазочную систему, от общей теплоты, вводимой в ДВС с топливом в течении 1 с: = 0,015...0,02 — ДсИЗ; =0,02...0,025 — дизели; =0,04...0,06 — дизели с охлаждаемыми поршнями;

см – теплоемкость масла, см = 2,094 кДж/(кг×К);

rм – плотность масла, rм = 900 кг/м3;

– перепад температур между выходом и входом: ∆t = 10...15 °С в ДсИЗ и =20...25 °С в дизелях.

Действительную подачу насоса задают больше циркуляционного расхода с целью обеспечения необходимого давления масла в магистрали во всем диапазоне частот вращения и при износе трущихся пар двигателя и насоса (м3/с):

=(2,0...3,0) (6.3)

Теоретическая подача насоса VT3

(6.4)

где — объемный коэффициент подачи насоса, для шестеренчатых насосов =0,6...0,85.

Мощность (кВт), необходимая для привода масляного насоса

, (6.5)

где =0,3...0,6—перепад давлений, МПа; =0,85...0,9механический КПД насоса.

Размеры шестерен определяют из выражения

(6.6)

где dw — диаметр начальной окружности ведущей шестерни насоса, мм;

h — высота зуба, мм;

b — длина зуба, мм;

— частота вращения ведущей шестерни, об/мин.


Сейчас читают про: