Глава 4. Юридические лица

§ 1. Основные положения

Статья 48. Понятие юридического лица

Комментарий к статье 48

Комментируемая статья, открывающая § 1 "Основные положения" комментируемой главы, изложена Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ полностью в новой редакции. Рассмотрим подробно нововведения данного Закона.

В пункте 1 комментируемой статьи дано определение понятия юридического лица: таковым признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Соответственно этому определению традиционно выделяют такие отличительные признаки юридического лица, как: 1) организационное единство; 2) имущественная обособленность; 3) самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам; 4) участие в гражданском обороте и в судебных инстанциях от своего имени.

Пункт 1 статьи в основном воспроизводит положения ч. 1 п. 1 данной статьи в прежней (первоначальной) редакции, изменения коснулись лишь следующего: ранее непосредственно указывалось, на каком праве организации принадлежит обособленное имущество - в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении; вместо приобретения и осуществления гражданских прав и несения гражданских обязанностей ранее указывалось на приобретение и осуществление имущественных и личных неимущественных прав и несение обязанностей.

Подобные определения давались и до принятия части первой ГК РФ. Так, в частях 1 и 2 п. 1 ст. 11 ОГЗ СССР в рамках определения понятия юридического лица указывалось следующее: юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом и выступает в суде, арбитражном суде и третейском суде от своего имени (ч. 1); юридические лица могут иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности (ч. 2). Статья 23 ГК РСФСР определяла, что юридическими лицами признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитраже или в третейском суде.

В части 2 п. 1 комментируемой статьи в прежней редакции предусматривалось, что юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету. В первоначальной редакции данной части говорилось о балансе или смете, а не балансе и (или) смете. Изменение было внесено Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ <45>, принятым в рамках совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений (см. коммент. к ст. 123.22). До принятия части первой ГК РФ подобное регулирование содержалось в ч. 3 п. 1 ст. 11 ОГЗ СССР, предусматривавшей, что юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, должны иметь самостоятельный баланс.

--------------------------------

<45> СЗ РФ. 2010. N 19. Ст. 2291.

Данное положение не воспроизведено в новой редакции комментируемой статьи. Причина видится в том, что наличие самостоятельного баланса или сметы не рассматривалось в качестве положения, раскрывающего понятие юридического лица.

Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что юридическое лицо должно быть зарегистрировано в ЕГРЮЛ в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ. Организационно-правовые формы юридических лиц предусмотрены в ст. 50 "Коммерческие и некоммерческие организации" комментируемой главы, в т.ч. в п. 2 указанной статьи - организационно-правовые формы, в которых могут создаваться юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, и в п. 3 указанной статьи - организационно-правовые формы, в которых могут создаваться юридические лица, являющиеся НКО.

Положение п. 2 комментируемой статьи является одним из нововведений Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ, целями которых в пояснительной записке к проекту Федерального закона N 47538-6 указывались упрощение и унификация правового статуса юридических лиц, повышение роли ГК РФ в регулировании этих отношений, в частности путем закрепления в нем исчерпывающего перечня организационно-правовых форм юридических лиц (см. коммент. к ст. 50).

В положениях п. 3 комментируемой статьи предусмотрено деление юридических лиц на те, на имущество которых их учредители имеют вещные права, и на те, в отношении которых их участники имеют корпоративные права. К первым частью 1 данного пункта отнесены государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения, а ко вторым частью 2 данного пункта - корпоративные организации.

При этом сделана отсылка к статье 65.1 "Корпоративные и унитарные юридические лица" комментируемой главы, в ч. 1 п. 1 которой установлено, что к корпоративным юридическим лицам (корпорациям) относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в России, а также общины коренных малочисленных народов России (см. указанную статью и коммент. к ней). Там же определено, что корпоративными юридическими лицами (корпорациями) являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 данной главы.

Согласно части 2 п. 1 названной статьи юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами; к ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные НКО, религиозные организации, публично-правовые компании.

В прежней (первоначальной) редакции ч. 1 п. 2 комментируемой статьи предусматривалось, что в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. Как устанавливалось при этом в ч. 2 и 3 п. 2, п. 3 данной статьи в прежней редакции:

к юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы (ч. 2 п. 2);

к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия (до внесения Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ изменения указывалось также на дочерние предприятия), а также учреждения (до внесения Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 175-ФЗ <46> изменения говорилось об учреждениях, финансируемых собственником) (ч. 3 п. 2);

--------------------------------

<46> СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4627.

к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) (п. 3).

До принятия части первой ГК РФ подобные положения содержались в п. 2 ст. 11 ОГЗ СССР, предусматривавшем, что в отношении обособленного имущества юридического лица его учредители (участники) могут сохранять обязательственные или вещные права.

Нововведения Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ, вошедшие в положения п. 3 комментируемой статьи, предопределены следующим подходом, обозначенным в п. 1.3 разд. III Концепции развития гражданского законодательства РФ: установленное в п. 2 и 3 комментируемой статьи деление юридических лиц на виды необходимо сохранить с некоторыми уточнениями; права участников хозяйственных обществ и товариществ, а также кооперативов предлагается охарактеризовать в качестве корпоративных прав, имея в виду охватить этой категорией как собственно "права участия" в юридическом лице, так и соответствующие обязательственные права.

Соответственно введенному делению юридических лиц на корпоративные и унитарные и с учетом сохранения деления организаций на коммерческие и некоммерческие Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ название § 2 комментируемой главы изменено с "Хозяйственные товарищества и общества" на "Коммерческие корпоративные организации" и данная глава дополнена параграфами 6 "Некоммерческие корпоративные организации" и 7 "Некоммерческие унитарные организации".

В пункте 4 комментируемой статьи предусмотрено, что правовое положение Банка России определяется Конституцией РФ и Законом о Банке России. Тем самым данным положением, являющимся нововведением Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ, обозначен особый статус юридического лица, которым является Банк России.

Положения, определяющие правовое положение Банка России, закреплены в ч. 1 и 2 ст. 75 Конституции РФ: денежной единицей в России является рубль; денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России; введение и эмиссия других денег в России не допускаются (ч. 1); защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Банка России, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти (ч. 2).

Законодательным актом, о котором идет речь в п. 4 комментируемой статьи, является Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <47>, в ч. 3 ст. 1 которого и установлено, что Банк России является юридическим лицом. Такое же положение содержалось в ч. 3 ст. 2 Закона РСФСР от 2 декабря 1990 г. N 394-1 "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" <48>, являющегося предшественником названного Закона.

--------------------------------

<47> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.

<48> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 27. Ст. 356.

В рамках определения основ правового статуса Банка России в ст. 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предусмотрено следующее:

уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены данным Законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом;

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами;

Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Статья 49. Правоспособность юридического лица

Комментарий к статье 49

В комментируемой статье регламентирована правоспособность юридического лица, т.е. способность иметь гражданские права и нести обязанности. При регламентации правового статуса граждан (физических лиц) наряду с гражданской правоспособностью, т.е. способностью иметь гражданские права и нести обязанности (возникает в момент его рождения и прекращается смертью, ст. 17 части первой ГК РФ), регламентирована гражданская дееспособность, т.е. способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (по общему правилу возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, ст. 21 данного Кодекса). Однако в отношении юридического лица понятие дееспособности не используется, поскольку оно для юридического лица неотделимо от правоспособности.

До принятия части первой ГК РФ в рамках определения правоспособности юридического лица в ч. 1 п. 1 ст. 12 ОГЗ СССР указывалось, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности; оно вправе осуществлять любые виды деятельности, не противоречащие указанным целям и не запрещенные законодательными актами. Часть 1 ст. 26 ГК РСФСР предусматривала, что юридическое лицо обладает гражданской правоспособностью в соответствии с установленными целями его деятельности.

В части 1 п. 1 комментируемой статьи закреплено общее правило о том, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. До внесения Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ изменений в данной части говорилось об учредительных документах, а не об учредительном документе. Тем самым учтено нововведение данного Закона об установлении единственного учредительного документа - устава, а для хозяйственного товарищества - учредительного договора (см. ст. 52 и коммент. к ней).

В отношении коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, часть 2 п. 1 комментируемой статьи устанавливает, что они могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Деление организаций на коммерческие и некоммерческие предусмотрено статьей 50 комментируемой главы (см. указанную статью и коммент. к ней).

Разъяснения в отношении применения данных положений были даны в п. 18 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 1 июля 1996 г. N 6/8:

при разрешении споров необходимо учитывать, что коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься;

в связи с этим при разрешении споров следует учитывать, что коммерческой организации, в учредительных документах которой не содержится указанный выше перечень, не может быть отказано в выдаче лицензии на занятие соответствующим видом деятельности только на том основании, что соответствующий вид деятельности не предусмотрен ее учредительными документами;

унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами.

Там же разъяснялись основания недействительности соответствующих сделок, но эти разъяснения утратили практическую значимость, поскольку Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ в рамках реализации Концепции развития гражданского законодательства РФ внесены значительные изменения в положения § 2 "Недействительность сделок" гл. 9 "Сделки" части первой ГК РФ.

В части 3 п. 1 комментируемой статьи установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в СРО или выданного СРО свидетельства о допуске к определенному виду работ. Данная часть изложена Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ полностью в новой редакции. В прежней (первоначальной) редакции данной части указывалось, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Тем самым было воспроизведено соответствующее положение ч. 2 п. 1 ст. 12 ОГЗ СССР.

В отношении ч. 3 п. 1 комментируемой статьи в прежней (первоначальной) редакции в п. 19 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 1 июля 1996 г. N 6/8 давались следующие разъяснения: перечень видов деятельности, которыми юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), определяется законом; в связи с этим судам следует иметь в виду, что после введения в действие части первой ГК РФ виды деятельности, подлежащие лицензированию, могут устанавливаться только законом. Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулирует Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <49>, но только тех отдельных видов деятельности, перечень которых предусмотрен в ч. 1 ст. 12 названного Закона. Виды деятельности, на которые распространяется действие Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", перечислены в ч. 2 его ст. 1.

--------------------------------

<49> СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2716.

Изменениями, внесенными Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ в ч. 3 п. 1 комментируемой статьи, учтена тенденция федерального законодателя к отказу от лицензирования отдельных видов деятельности и переходу к их саморегулированию. Отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса СРО, деятельностью СРО, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" <50>, что и закреплено в ч. 1 его ст. 1. Однако действие названного Закона не распространяется на СРО отдельных субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, перечисленных в ч. 3 указанной статьи.

--------------------------------

<50> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.

Пункт 2 комментируемой статьи допускает возможность ограничения юридического лица в правах лишь в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом. При этом указано, что решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде (до внесения Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ <51> изменения говорилось об обжаловании такого решения в суд). В данном пункте с соответствующими изменениями воспроизведены следующие положения п. 2 ст. 12 ОГЗ СССР: юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательными актами; решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд, арбитражный суд.

--------------------------------

<51> СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. I). Ст. 5497.

В основе первого из приведенных положений п. 2 комментируемой статьи видится основанная на ч. 3 ст. 55 Конституции РФ общая норма ч. 2 п. 2 ст. 1 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ), согласно которой гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Судебной защите гражданских прав посвящена статья 11 части первой ГК РФ, согласно которой (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ): защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (п. 1); защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

В соответствии с положениями п. 3 комментируемой статьи определяются моменты возникновения и прекращения правоспособности юридического лица. До принятия части первой ГК РФ соответствующая регламентация содержалась в ч. 2 ст. 26 ГК РСФСР, которой устанавливалось следующее: правоспособность юридического лица возникает с момента утверждения его устава или положения, а в случаях, когда оно должно действовать на основании общего положения об организациях данного вида, - с момента издания компетентным органом постановления о его образовании; если устав подлежит регистрации, правоспособность юридического лица возникает в момент регистрации.

Соответственно такой регламентации в прежней (первоначальной) редакции п. 3 комментируемой статьи устанавливалось, что правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 83-ФЗ <52> данный пункт был изложен полностью в новой редакции, согласно которой правоспособность юридического лица прекращается не в момент завершения его ликвидации, а в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ. Это изменение учитывало то, что этим же Законом в Закон 2001 г. о госрегистрации юридических лиц были внесены дополнения, предусматривавшие процедуру исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа (см. коммент. к ст. 64.2).

--------------------------------

<52> СЗ РФ. 2005. N 27. Ст. 2722.

В свою очередь, пункт 3 комментируемой статьи изложен полностью в новой редакции Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ. В часть 1 данного пункта в новой редакции и вошли рассматриваемые положения с необходимыми уточняющими изменениями: правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. Эти положения взаимосвязаны с соответствующими положениями комментируемой главы, а именно: юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в ЕГРЮЛ со дня внесения соответствующей записи в этот реестр (п. 8 ст. 51); ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в ЕГРЮЛ в порядке, установленном Законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 9 ст. 63); исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (п. 2 ст. 64.2).

В часть 2 п. 3 комментируемой статьи вошли нововведения Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ, соответствующие положениям ч. 3 п. 1 данной статьи, в т.ч. нововведениям этого же Закона, вошедшим в ч. 3 п. 1 данной статьи: право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в СРО или получение свидетельства СРО о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в СРО или выдачи СРО свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в СРО или выданного СРО свидетельства о допуске к определенному виду работ. Впрочем, о принципиальных нововведениях вряд ли приходится говорить, поскольку до принятия указанного Закона изложенные правила с очевидностью подразумевались.

Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает, что гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте регулируются ГК РФ, допуская при этом, что особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются в соответствии с данным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами. С учетом п. 2 ст. 3 части первой ГК РФ под законами подразумеваются принятые в соответствии с данным Кодексом федеральные законы, регулирующие отношения, указанные в п. 1 и 2 ст. 2 данного Кодекса. Исходя же из п. 6 ст. 3 ГК РФ, под иными правовыми актами подразумеваются указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права.

Данный пункт введен Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ, причем его положения не содержались в первоначальном проекте Федерального закона N 47538-6. Напротив, в п. 1.1 разд. III Концепции развития гражданского законодательства РФ говорилось о необходимости следующего совершенствования законодательства о юридических лицах:

гражданско-правовое регулирование статуса юридических лиц характеризуется множественностью действующих законодательных актов, не во всем соответствующих как друг другу, так и ГК РФ. Отдельные законы отличаются низким юридико-техническим уровнем и неэффективны в своем практическом применении (например, Федеральные законы от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" и от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан");

сохранение основополагающей роли общих норм ГК РФ о юридических лицах делает нецелесообразным создание и функционирование отдельных законов общего характера, составляющих дополнительный уровень регулирования между данным Кодексом и законами об отдельных видах юридических лиц (например, о реорганизации юридических лиц, о некоммерческих организациях и т.п.). Гражданско-правовая регламентация и в этой сфере должна остаться двухуровневой (ГК РФ и специальные законы).

Относительно Закона о НКО в сноске к изложенному пункту 1.1 разд. III Концепции развития гражданского законодательства РФ отмечено, что положения Закона о НКО во многом текстуально воспроизводят нормы ГК РФ, а с другой стороны, в действительности не регулируют статус ряда некоммерческих организаций (например, большинства госбюджетных учреждений); как самостоятельный законодательный акт этот Закон мог бы иметь предметом вопросы статуса различных некоммерческих организаций, не связанного с их выступлением в гражданском обороте, формы экономической и другой государственной поддержки, осуществление контроля за их деятельностью и иные вопросы, не связанные с их участием в гражданско-правовых отношениях.

Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации

Комментарий к статье 50

Комментируемая статья предусматривает деление организаций на коммерческие и некоммерческие. Как отмечалось в п. 1.4 разд. III Концепции развития гражданского законодательства РФ, целесообразно сохранение принципиального деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации, ибо при его отмене последние (различные фонды, учреждения, общественные организации и т.д.) получат не обоснованную целевым (ограниченным) характером их правоспособности неограниченную возможность участия в предпринимательской деятельности.

В рамках такого деления в п. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации обозначаются в настоящей работе "НКО"). До принятия части первой ГК РФ деление организаций на коммерческие и некоммерческие предусматривалось статьей 18 "Коммерческие и некоммерческие организации" ОГЗ СССР, в п. 1 которой указывалось, что юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели (НКО).

Положения п. 2 комментируемой статьи определяют исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, а положения - также исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться юридические лица, являющиеся НКО. Оба указанных пункта изложены Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ полностью в новой редакции, в отношении чего необходимо отметить следующее.

До принятия части первой ГК РФ соответствующее регулирование содержалось в ст. 18 ОГЗ СССР, положениями которой предусматривалось следующее:

юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных обществ и товариществ; производственных кооперативов; арендных предприятий; коллективных предприятий государственных и других предприятий, основанных на праве полного хозяйственного ведения переданным им имуществом учредителей; а также хозяйственных объединений указанных юридических лиц (п. 2);

юридические лица, являющиеся НКО, могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций; потребительских кооперативов; благотворительных и иных фондов; финансируемых собственником учреждений, а также в других формах, предусмотренных законодательными актами (ч. 1 п. 3).

В прежней редакции п. 2 комментируемой статьи (т.е. до внесения Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ изменений) устанавливалось, что юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (указание на хозяйственные партнерства включено Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 393-ФЗ <53>).

--------------------------------

<53> www.pravo.gov.ru, 2011, 6 декабря.

Часть 1 п. 3 комментируемой статьи в прежней редакции предусматривала, что юридические лица, являющиеся НКО, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений (до внесения Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 175-ФЗ изменений говорилось о финансируемых собственником учреждениях), благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. В свою очередь, в п. 3 ст. 2 Закона 1996 г. о НКО (в ред. Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 107-ФЗ <54>) указано, что НКО могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов России, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

--------------------------------

<54> СЗ РФ. 2009. N 23. Ст. 2762.

Представляется уместным упомянуть, что Приказом Росстандарта от 16 октября 2012 г. N 505-ст принят и введен в действие Общероссийский классификатор организационно-правовых форм ОК 028-2012 <55>. Объектами классификации в ОКОПФ являются организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими или некоммерческими организациями; организаций, созданных в соответствии с законодательством без прав юридического лица, и международных организаций, а также граждан, осуществляющих коммерческую деятельность или деятельность, не отнесенную законодательством к предпринимательству. Как определено в ОКОПФ, под организационно-правовой формой понимается способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

--------------------------------

<55> СПС.

Заключительными положениями ст. 6 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" <56> в связи с установлением нового перечня организационно-правовых форм юридических лиц предусматривалось следующее:

--------------------------------

<56> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3302.

к полным товариществам, смешанным товариществам, товариществам с ограниченной ответственностью, акционерным обществам закрытого типа и акционерным обществам открытого типа, созданным до официального опубликования части первой ГК РФ (т.е. до 5 декабря 1994 г.), применяются соответственно нормы комментируемой главы о полном товариществе (ст. 69 - 81), товариществе на вере (ст. 82 - 86), обществе с ограниченной ответственностью (ст. 87 - 94), акционерном обществе (ст. 96 - 104) (п. 2);

индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также предприятия, созданные хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и другие не находящиеся в государственной или муниципальной собственности предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения, подлежат до 1 июля 1999 г. преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации. По истечении этого срока предприятия подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию соответствующих юридических лиц, налогового органа или прокурора. К указанным предприятиям до их преобразования или ликвидации применяются нормы части первой ГК РФ об унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления (ст. 113, 115, 296, 297), с учетом того, что собственниками их имущества являются их учредители (п. 5);

к созданным до официального опубликования части первой ГК РФ государственным и муниципальным предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения, а также федеральным казенным предприятиям применяются соответственно нормы комментируемой главы об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения (ст. 113, 114, 294, 295, 299, 300), и унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления (ст. 113, 115, 296, 297, 299, 300) (п. 6);

объединения коммерческих организаций, не осуществляющие предпринимательскую деятельность и созданные до официального опубликования части первой ГК РФ в форме товариществ или акционерных обществ, вправе сохранить соответствующую форму либо могут быть преобразованы в ассоциации или союзы коммерческих организаций (ст. 121) (п. 7).

При изложении Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ пунктов 2 и 3 комментируемой статьи полностью в новой редакции учтены следующие подходы, обозначенные в подразд. 7.1 разд. III Концепции развития гражданского законодательства РФ:

количество организационно-правовых форм НКО в действующем законодательстве явно избыточно (по различным оценкам - более 20). Единая система правового регулирования организационно-правовых форм НКО отсутствует, а само законодательство о НКО изобилует пробелами, повторами и противоречиями. Отдельные виды юридических лиц вообще ошибочно отнесены к НКО. Так, потребительские общества и сбытовые (торговые) потребительские кооперативы в действительности являются коммерческими организациями - производственными кооперативами, а товарные и фондовые биржи и негосударственные пенсионные фонды, деятельность которых направлена на извлечение прибыли, - хозяйственными обществами (п. 7.1.1);

выделение НКО в отдельные виды, которым соответствуют и особые организационно-правовые формы юридических лиц, нередко проведено искусственно, при отсутствии практически значимых признаков, характеризующих особенности их гражданско-правового положения, либо при отсутствии для этого реальной потребности. Так, объединения работодателей и торгово-промышленные палаты по существу являются объединениями юридических лиц; общественные фонды - обычными фондами, от которых практически не отличается автономная некоммерческая организация; огороднические и дачные некоммерческие товарищества, общества взаимного кредитования и взаимного страхования, общины коренных малочисленных народов не имеют принципиальных формообразующих отличий от потребительских кооперативов; государственные академии наук по существу являются бюджетными учреждениями с несколько расширенными правомочиями (право создания других учреждений - институтов и территориальных отделений и центров) и т.д. Излишним представляется существование некоммерческого партнерства, которое по целям своей деятельности и организационной структуре близко к ассоциации (союзу). Особой организационно-правовой формой юридического лица по закону считается орган общественной самодеятельности, которому статус юридического лица не нужен (п. 7.1.2);

различные общественные организации и объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации и объединения выступают в гражданских правоотношениях в качестве юридических лиц исключительно с целью материального обеспечения своей основной деятельности, не являющейся предметом гражданско-правового регулирования, в связи с чем приобретают строго целевую правоспособность. В качестве юридических лиц, осуществляющих определенную хозяйственную деятельность, они выступают в единой по сути организационно-правовой форме (общественных организаций), для которой не имеет существенного значения их основная деятельность, выходящая за рамки гражданского права и не затрагиваемая их гражданско-правовым статусом юридического лица. С этой точки зрения следует также отметить, что федеральные законы, регламентирующие правовое положение таких организаций, в части гражданско-правового регулирования противоречивы и не согласованы ни друг с другом, ни с общими нормами ГК РФ (п. 7.1.3).

Заключительным положением ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ установлено, что со дня вступления в силу данного Закона (т.е. с 1 сентября 2014 г.) юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них комментируемой главой 4 в новой редакции.

В соответствии с ч. 6 указанной статьи к Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии", Агентству по страхованию вкладов, Государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, Государственной компании "Российские автомобильные дороги", а также к иным юридическим лицам, создаваемым Россией на основании специальных федеральных законов, положения ГК РФ о юридических лицах применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено специальным федеральным законом о соответствующем юридическом лице.

Положениями ч. 8 указанной статьи установлено, что со дня вступления в силу данного Закона к созданным до дня его вступления в силу юридическим лицам соответственно применяются нормы комментируемой главы в новой редакции:

1) к обществам с дополнительной ответственностью - об обществах с ограниченной ответственностью (ст. 87 - 90, 92 - 94);

2) к сбытовым (торговым) потребительским кооперативам - о производственных кооперативах (ст. 106.1 - 106.6);

3) к потребительским обществам, жилищным, жилищно-строительным и гаражным кооперативам, садоводческим, огородническим и дачным потребительским кооперативам, обществам взаимного страхования, кредитным кооперативам, фондам проката, сельскохозяйственным потребительским кооперативам - о потребительских кооперативах (ст. 123.2 и 123.3);

4) к политическим партиям, к созданным в качестве юридических лиц профессиональным союзам (профсоюзным организациям), общественным движениям, органам общественной самодеятельности и территориальным общественным самоуправлениям - об общественных организациях (ст. 123.4 - 123.7);

5) к некоммерческим партнерствам, объединениям работодателей, объединениям профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленным, нотариальным и адвокатским палатам - об ассоциациях (союзах) (ст. 123.8 - 123.11);

6) к товариществам собственников жилья, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам - о товариществах собственников недвижимости (ст. 123.12 - 123.14);

7) к общественным и благотворительным фондам - о фондах (ст. 123.17 - 123.20);

8) к государственным академиям наук - о государственных учреждениях (ст. 123.21 и 123.22);

9) к общественным учреждениям - о частных учреждениях (ст. 123.21 и 123.23).

Пункт 4 комментируемой статьи определяет условия осуществления НКО приносящей доход деятельности: НКО могут осуществлять такую деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. Данный пункт изложен Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ полностью в новой редакции, содержащей новое регулирование, - в прежней редакции пункта указывалось, что допускается создание объединений коммерческих и (или) НКО в форме ассоциаций и союзов. Но в пункт 4 комментируемой статьи вошло с соответствующими изменениями положение ч. 2 п. 3 комментируемой статьи в прежней (первоначальной) редакции, устанавливавшее, что НКО могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. До принятия части первой ГК РФ подобное положение устанавливалось в ч. 2 п. 3 ст. 18 ОГЗ СССР: НКО могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей.

О необходимости подобных изменений говорилось в п. 1.4 разд. III Концепции развития гражданского законодательства РФ: критерии разграничения юридических лиц на коммерческие и некоммерческие должны быть дополнены, в частности, путем указания на то, что ограниченный (специальный) характер гражданской правоспособности НКО в полной мере распространяется на их право осуществлять предпринимательскую деятельность; кроме того, необходимо положение об исчерпывающем перечислении в их уставах всех видов разрешенной им деятельности (включая предпринимательство, которое должно являться вспомогательным по отношению к основным, главным видам их деятельности), а также об осуществлении разрешенного им предпринимательства только в сферах, соответствующих профилю (характеру) их основной деятельности; применительно к НКО следует говорить не о предпринимательской, а о вспомогательной хозяйственной деятельности или о "деятельности, приносящей дополнительные доходы".

В пункте 5 комментируемой статьи установлено требование к НКО, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности: такая организация должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для ООО. В данном положении реализовано, но несколько в ином виде следующее предложение, обозначенное в п. 1.4 разд. III Концепции развития гражданского законодательства РФ: представляется возможным ввести для НКО, предполагающих осуществлять приносящую доход деятельность, обязанность формирования соответствующего уставного капитала. Определение законами о хозяйственных обществах минимального размера уставных капиталов хозяйственных обществ предусмотрено положением п. 1 ст. 66.2 "Основные положения об уставном капитале хозяйственного общества", к которому и отсылает рассматриваемое положение (см. коммент. к указанной статье).

Требование п. 5 комментируемой статьи в силу прямого указания в данном пункте не распространяется на такие НКО, как казенное учреждение (один из типов - наряду с бюджетным и автономным учреждениями - государственного или муниципального учреждения) и частное учреждение (один из видов учреждений - наряду с государственным и муниципальным учреждениями). Соответственно, в отношении бюджетного и автономного учреждений это требование действует (о видах и типах учреждений см. ст. 123.21 и 123.22, а также коммент. к ним).

Пункт 5 комментируемой статьи введен Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ, заключительными положениями ч. 13 ст. 3 которого предусмотрено следующее: правило п. 5 комментируемой статьи подлежит применению к НКО, создаваемым со дня официального опубликования данного Закона (т.е. с 1 сентября 2014 г.); в отношении НКО, созданных до дня официального опубликования данного Закона, правило п. 5 комментируемой статьи применяется с 1 января 2015 г.

В пункте 6 комментируемой статьи определены особенности регулирования ГК РФ отношений по осуществлению НКО своей основной деятельности, а также других отношений с их участием, не относящихся к предмету гражданского законодательства (ст. 2 "Отношения, регулируемые гражданским законодательством" данного Кодекса): к таким отношениям правила данного Кодекса не применяются, но законом или уставом НКО могут быть предусмотрены изъятия из этого общего правила. Данный пункт, так же как и предыдущий, введен Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ, но в первоначальном проекте Федерального закона N 47538-6 соответствующие положения не предусматривались.

Статья 50.1. Решение об учреждении юридического лица

Комментарий к статье 50.1

В комментируемой статье закреплены основные положения о таком документе, как решение об учреждении юридического лица. Данная статья введена Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ, но о принципиальных нововведениях речь не идет, поскольку принятие такого решения предусматривалось законами о различных видах юридических лиц. Например, положениями п. 2 ст. 13 Закона 1996 г. о НКО предусмотрено и регламентировано принятие решения о создании НКО.

Изменениями, внесенными Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ, из числа учредительных документов юридических лиц исключен учредительный договор. Для всех юридических лиц предусмотрен только один учредительный документ - устав. Исключение составляют только хозяйственные товарищества, в которых учредительный договор имеет силу устава (см. ст. 52 и коммент. к ней). Соответственно, решение об учреждении юридического лица наряду с договором о создании юридического лица (о таком договоре сказано ниже) представляют собой аналог учредительного договора.

Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает, что юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица. Такое решение согласно п. 2 данной статьи принимается: в случае учреждения юридического лица одним лицом - учредителем единолично (ч. 1); в случае учреждения юридического лица двумя и более учредителями - всеми учредителями единогласно (ч. 2).

С учетом сказанного выше решение об учреждении юридического лица не является учредительным документом. При создании юридического лица несколькими лицами наряду с необходимостью принятия решения об учреждении юридического лица может быть предусмотрена необходимость заключения между учредителями договора о создании юридического лица, также не являющегося учредительным документом. Так, часть 1 п. 1 ст. 89 комментируемой главы предусматривает заключение договора об учреждении ООО, а часть 1 п. 1 ст. 98 данной главы - договора о создании АО (см. указанные статьи и коммент. к ним).

Положения п. 3 комментируемой статьи устанавливают требования к содержанию решения об учреждении юридического лица: в части 1 данного пункта установлены общие требования к содержанию такого решения, а в ч. 2 данного пункта - дополнительные требования к решению об учреждении корпоративного юридического лица. Деление юридических лиц на корпоративные и унитарные предусмотрено статьей 65.1 "Корпоративные и унитарные юридические лица", к которой и отсылает часть 2 п. 3 комментируемой статьи.

Часть 3 п. 3 комментируемой статьи предусматривает, что в решении об учреждении юридического лица подлежат указанию и иные, нежели установленные частями 1 и 2 данного пункта сведения, предусмотренные законом. Исходя из п. 2 ст. 3 части первой ГК РФ, под законом подразумеваются данный Кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы, регулирующие отношения, указанные в п. 1 и 2 ст. 2 данного Кодекса. Примерами установления законами требований к содержанию решения об учреждении юридического лица являются положения п. 2 ст. 11 Закона 1998 г. об ООО, устанавливающие требования к содержанию решения об учреждении ООО, и положения п. 2 ст. 9 Закона 1995 г. об АО, устанавливающие требования к содержанию решения об учреждении АО (см. коммент. к ст. 89 и 98).

Статья 51. Государственная регистрация юридических лиц

Комментарий к статье 51

Комментируемая статья предусматривает и регламентирует государственную регистрацию юридических лиц. Данная статья изложена полностью в новой редакции Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ <57>, которым с опережением Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ реализован ряд подходов, изложенных в Концепции развития гражданского законодательства РФ (об этом подробнее сказано ниже). Как отмечалось в п. 2.1 разд. III названной Концепции, действующая система государственной регистрации юридических лиц несовершенна по ряду ключевых позиций и не соответствует подходам, преобладающим в европейском праве; в этой сфере отношений происходит немало злоупотреблений, связанных с так называемыми корпоративными захватами, созданием фирм-однодневок для их участия в незаконном отчуждении имущества, переложения на них ответственности по обязательствам, уклонения от уплаты налогов и т.п.

--------------------------------

<57> www.pravo.gov.ru, 2013, 30 июня.

Вместе с тем не все предложения, обозначенные в Концепции развития гражданского законодательства РФ, реализованы. Так, в пункте 2.7 разд. III названной Концепции указывалось следующее такое предложение: ЕГРЮЛ ведется налоговыми органами; иностранный опыт свидетельствует, что ведением реестра юридических лиц могут заниматься различные органы: суды, органы юстиции, нотариусы, торгово-промышленные палаты; но в любом случае ведение реестра юридических лиц требует необходимой юридической квалификации, главным образом в области гражданского права; кроме того, действующее законодательство фактически допускает множественность органов регистрации юридических лиц, поскольку коммерческие и некоммерческие организации регистрируются различными органами (соответственно, налоговым органом и органом юстиции), что порождает различную административную практику применения законодательства; целесообразно закрепить функции по регистрации всех юридических лиц и ведению Единого государственного реестра за органами юстиции, которые в настоящее время уже осуществляют государственную регистрацию некоммерческих организаций; это позволило бы сосредоточить государственную регистрацию всех юридических лиц в одном ведомстве и создать единый электронный реестр.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном Законом о государственной регистрации юридических лиц. Почти такое же положение содержалось в ч. 1 п. 1 данной статьи в прежней редакции (т.е. в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ <58>). В первоначальной редакции указанной части, как и в п. 3 ст. 13 ОГЗ СССР, предусматривалась государственная регистрация юридических лиц в органах юстиции, но уже содержалось нововведение о существовании Закона о государственной регистрации юридических лиц. Федеральным законом от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ, которым введена в действие часть первая ГК РФ, устанавливалось (ст. 8), что впредь до введения в действие Закона о регистрации юридических лиц подлежал применению ранее действовавший порядок регистрации юридических лиц. Речь шла о положениях ст. 34 и 35 Закона 1990 г. о предприятиях.

--------------------------------

<58> СЗ РФ. 2002. N 12. Ст. 1093.

Актом, о котором говорится в п. 1 комментируемой статьи, является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (обозначается в настоящей работе "Закон 2001 г. о госрегистрации юридических лиц"), который согласно его ст. 1 (в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Статьей 2 Закона 2001 г. о госрегистрации юридических лиц (в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 241-ФЗ <59>) установлено, что государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в т.ч. его территориальными органами. В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 <60>, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, как и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, является ФНС России.

--------------------------------

<59> www.pravo.gov.ru, 2014, 22 июля.

<60> СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961.

В части 1 п. 2 комментируемой статьи в точности воспроизведено положение ч. 1 п. 1 данной статьи в прежней редакции (т.е. в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ) о том, что данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (обозначается в настоящей работе как ЕГРЮЛ), открытый для всеобщего ознакомления. В первоначальной редакции указанной части указывалось на такой же реестр. До принятия же части первой ГК РФ пункт 3 ст. 13 ОГЗ СССР предусматривал, что данные государственной регистрации, в т.ч. фирменное наименование, если оно имеется, включается в республиканские реестры и единый общесоюзный реестр юридических лиц, открытые для всеобщего ознакомления.

Перечень сведений и документов о юридическом лице, которые содержатся в ЕГРЮЛ, определен в п. 1 ст. 5 Закона 2001 г. о госрегистрации юридических лиц. Предоставление содержащихся в данном реестре сведений и документов регламентировано положениями ст. 6 названного Закона, согласно п. 2 которой (в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ) содержащиеся в государственном реестре сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде: выписки из соответствующего государственного реестра; копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре; справки об отсутствии запрашиваемой информации. Пункт 8 указанной статьи (пункт введен Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ <61>) предусматривает, что сведения о государственной регистрации размещаются на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет. Приказом Минфина России от 23 ноября 2011 г. N 158н утвержден Порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов <62>.

--------------------------------

<61> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4196.

<62> РГ. N 95. 2012. 28 апреля.

В соответствии с ч. 2 п. 2 комментируемой статьи лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. При этом юридическому лицу запрещено в отношениях с лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (до внесения Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ изменения говорилось о запрете ссылаться на недостоверные данные, содержащиеся в ЕГРЮЛ, а не на недостоверность таких данных), за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Эти положения представляют собой нововведения Федерального закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ, обусловленные следующим подходом, обозначенным в п. 2.3 разд. III Концепции развития гражданского законодательства РФ: в ГК РФ требуется установить принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ, в соответствии с которым любое добросовестное лицо, полагавшееся на данные реестра, не затрагивается несоответствием данных реестра фактическим обстоятельствам; юридическое лицо не вправе ссылаться на данные, не внесенные в реестр, равно как и на недостоверность данных, содержащихся в реестре, в отношении лиц, добросовестно полагавшихся на эти данные; установление же недостоверности таких данных должно быть безусловным законным основанием отказа в государственной регистрации юридического лица.

В части 3 п. 2 комментируемой статьи закреплена обязанность юридического лица возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в ЕГРЮЛ. Понятие убытков определено в п. 2 ст. 15 части первой ГК РФ, согласно которому под таковыми понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Рассматриваемое положение является нововведением Федерального закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ, которым реализовано следующее предложение, обозначенное в п. 2.4 разд. III Концепции развития гражданского законодательства РФ: принцип достоверности данных государственного реестра юридических лиц может считаться реализованным только при своевременной актуализации юридическими лицами указанных данных; поэтому ГК РФ должен предусмотреть обязанность возмещения юридическим лицом своим контрагентам убытков, возникших у них вследствие непредставления, несвоевременного представления сведений или представления недостоверных сведений в ЕГРЮЛ.

Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает обязанность уполномоченного государственного органа до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр. Эти положения представляют собой нововведения Федерального закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ, обусловленные следующим подходом, обозначенным в п. 2.5 разд. III Концепции развития гражданского законодательства РФ: следует установить обязательную проверку достоверности и соответствия действующему законодательству содержания учредительных документов, а также вносимых в них изменений; для облегчения составления учредительных документов и их проверки возможно предусмотреть регистрацию устава на основе одного из утвержденных типовых уставов наиболее распространенных видов юридических лиц, внесение в устав изменений из набора возможных наиболее типичных изменений указанного устава либо по выбору учредителей регистрацию оригинальных документов; тогда юридическая экспертиза проводится лишь в последнем случае.

В соответствии с п. 4.1 ст. 9 Закона 2001 г. о госрегистрации юридических лиц (пункт введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ <63>) регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом.

--------------------------------

<63> СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 20.

В части 1 п. 4 комментируемой статьи указано на возможность установления Законом о государственной регистрации юридических лиц случаев возложения на уполномоченный государственный орган обязанности заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в ЕГРЮЛ. В соответствии с ч. 2 данного пункта в этих случаях заинтересованным лицам предоставляется право направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в ЕГРЮЛ, а на уполномоченный государственный орган возлагается обязанность рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение.

Положения п. 4 комментируемой статьи являются нововведениями Федерального закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ, которыми реализовано следующее предложение, обозначенное п. 2.6 разд. III Концепции развития гражданского законодательства РФ: действующее законодательство не устанавливает должной системы информирования заинтересованных лиц о внесении изменений в учредительные документы или сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ; нередко участники организации узнают о состоявшихся изменениях тогда, когда активы организации уже отсутствуют или произошли иные, часто необратимые корпоративные изменения, существенно затрагивающие права участников юридического лица либо вовсе лишающие их таких прав; особенно опасны предусмотренные законодательством случаи изменения учредительных документов в уведомительном порядке; поэтому необходимо установить обязанность своевременного информирования заинтересованных лиц о предполагаемых изменениях учредительных документов или данных, содержащихся в данном реестре.

Однако среди положений, введенных Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ в Закон 2001 г. о госрегистрации юридических лиц, рассматриваемому нововведению соответствует, да и то лишь частично, только одно - новое положение п. 3 ст. 9, согласно которому информация о факте представления документов в регистрирующий орган для государственной регистрации юридического лица или включения данных о нем в ЕГРЮЛ не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения регистрирующим органом, размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет.

Часть 1 п. 5 комментируемой статьи устанавливает, что отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в ЕГРЮЛ допускается только в случаях, предусмотренных Законом о государственной регистрации юридических лиц. Подобным образом в ч. 2 п. 1 данной статьи в прежней редакции (т.е. в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ) указывалось, что отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в ЕГРЮЛ регламентирован положениями ст. 23 Закона 2001 г. о госрегистрации юридических лиц, в п. 1 которой определен исчерпывающий перечень основания для такого отказа.

В части 2 п. 5 комментируемой статьи почти в точности воспроизведена часть 3 п. 1 комментируемой статьи в прежней редакции, предусматривавшая, что отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде (до внесения Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 23


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: