В финансовом праве

Движение всякого правоотношения связывается с юридическими фактами. Под юридическим фактом понимается "конкретное жизненное обстоятельство, с которым юридическая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правовых последствий".

Как и во всех отраслях права юридические факты в финансовом праве выполняют свою главную функцию — обеспечивают возникновение, изменение и прекращение правовых отношений. Они создают переход от общей модели прав и обязанностей, зафиксированной в юридической норме, к конкретной, воплощающейся в правоотношении. Однако в финансовом праве реализация этой главной функции взаимосвязана и зависит от иных функций юридических фактов в данной отрасли права, что необходимо учитывать в правотворческой и правоприменительной деятельности.

В финансовом праве юридические факты выполняют функцию очень важного элемента метода финансово-правового регулирования. Для финансового права, где доминирующим является метод властных предписаний, характерно очень развитое регулирование в равной мере как "по субъекту", "объекту", так и "по юридическим фактам". Это в какой-то мере отличает финансовое право от таких, к примеру, отраслей права, как административное и уголовно-правовые. В административном праве "дифференцированное регулирование "по субъекту" в известной степени заменяет иные направления регулирования". В уголовно-правовых отношениях "решающее значение имеет объект правоотношения, так как он определяет не только сферу фактических отношений, для воздействия на которую возникают соответствующие правоотношения, но и цель, смысл их существования". Высокий удельный вес регулирования в финансовом праве "по юридическим фактам" обусловлен, в конечном итоге, властной природой отношений, возникающих в сфере финансовой деятельности государства и, как результат, — преобладанием в таком регулировании позитивных обязываний. Очевидно, что для обеспечения выполнения каждым субъектом своих финансово-правовых обязанностей государство должно позаботиться и о том, чтобы каждый субъект знал, когда они возникают и прекращаются. Свидетельством того, что финансово-правовое регулирование действительно осуществляется в значительной мере "по юридическим фактам", является, в частности, требование, закрепленное в ст.17 НК РФ об обязательном указании при установлении любого налога такого элемента, как объект налогообложения. Учитывая, что "объект налогообложения это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог", в вышеназванных актах, по существу, речь идет об обязательном закреплении в законе (постановлении) при установлении того или иного налога юридических фактов, с которыми связывается обязанность его уплаты. Отсюда для того, чтобы финансово-правовые нормы легко "переходили" в финансовые правоотношения, законодатель должен следить, чтобы юридические факты были зафиксированы в них как можно полнее и конкретнее.

Кроме отмеченного, в финансовом праве юридические факты обладают ярковыраженным собственным действием. Они выполняют здесь очень активную информативную или прогностическую функцию. "Субъект права на основе закрепленных в норме юридических фактов с высокой степенью вероятности может составить прогноз тех последствий, которые должны наступить, если он своими действиями "материализует" данную нормативную модель факта". Прогностическая функция юридических фактов в финансовом праве проявляется очень ярко, что обусловлено, в конечном итоге, противоречиями между публичными и индивидуальными интересами, заложенными в самой сущности финансового правоотношения. В финансовом праве целая категория субъектов, ориентируясь на нормы, в которых зафиксированы юридические факты, стараетсяихизбегать, а значит — не допустить возникновения финансовых правоотношений. Эта категория — налогоплательщики. Они стараются избегать как тех юридических фактов, которые образуют налоговое правонарушение и связаны с охранительным правоотношением, так и тех, что важно, которые образуют объект налогообложения и основу правоотношения по уплате налога. Существует даже специальный вид профессиональной деятельности, называемый "налоговое планирование", целью которого является минимизация налогообложения на предприятии. Отсюда любая неточность, некорректность фиксации юридических фактов в финансово-правовой норме грозит тем, что налогоплательщик обратит ее в свою пользу. Исходя из этого следует иметь в виду, что основная функция юридических фактов — обеспечить возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений — в финансовом праве часто поглощается их информативной или прогностической функцией.

Помимо всего отмеченного, юридические факты в финансовом праве, как, впрочем, и в других отраслях, выполняют функцию гарантий законности. Они являются не только предпосылкой возникновения финансовых обязанностей и прав, но и гарантией, позволяющей устранить произвол обязанных лиц в части уклонения от уплаты налогов, необоснованного выделения бюджетных кредитов, осуществления финансового контроля и т.д.

Можно говорить и о стимулирующей функции юридических фактов в финансовом праве. Многие юридические факты подвигают субъекта финансового правоотношения на те виды деятельности, которые социально необходимы, значимы. Главным образом, эта функция проявляется у юридических фактов, в связи с которыми возникают правоотношения по поводу налоговых льгот. Например, получение льготы по уплате налога на прибыль, налога на имущество связывается, в частности, с фактом состояния в трудовых отношениях с предприятием работников-инвалидов.

Учитывая все вышеотмеченные функции юридических фактов в финансовом праве, можно заключить, что они лишь тогда могут обеспечить движение финансового правоотношения, т.е. выполнить свою главную функцию, когда прямо и конкретно будут зафиксированы в финансово-правовых нормах. Для этого важно, чтобы законодатель имел как можно большую информацию о юридических фактах (их видах, механизме фактообразования, подбора и т.д.), которые могут быть использованы в процессе финансово-правового регулирования. В этом ему должна помочь финансово-правовая наука. Она призвана вооружить законодателя методологией финансового правотворчества, которая, несомненно, имеет свою специфику. В частности, это подтверждается тем, что налоговый закон, в отличие от всякого другого, должен содержать обязательные элементы, что является сегодня законодательным требованием. Безусловно, составной частью методологии финансового правотворчества является юридическая фактология, теория которой применительно к налогообложению уже начала развиваться в России.

Учитывая то обстоятельство, что юридические факты — явление не стабильное, а постоянно зависящее от целого ряда переменных, финансово-правовая наука должна, прежде всего, установить социальный механизм порождения правомерных финансово-правовых юридических фактов с тем, чтобы указать на закономерности фактообразования, стабильные проявления и т.д. В связи с этим в науке выделяются общие социальные, специальные и организационно-юридические предпосылки порождения правомерных юридических фактов.

Применительно к юридическим фактам в финансовом праве среди общих социальных предпосылок выделяют, главным образом, состояние и уровень развития государственных финансов в стране на том или ином этапе. Неудовлетворительное состояние государственных финансов сегодня, выражающееся в несвоевременном бюджетном финансировании и т.д., требует учета этих фактических обстоятельств в нормах финансового права с целью совершенствования государственных финансов, обеспечения реальности финансово-правовых норм и отношений. Это обусловлено единством системы государственных финансов, взаимосвязанностью нисходящих и восходящих финансовых потоков. "Если бюджетные ассигнования, олицетворяющие прямые связи, достаточной отдачи не дают, то и пополнение бюджета — обратные связи, будет менее запланированного, а это немедленно скажется на состоянии экономики и государства в целом". С учетом этого в ст.ст.64 и 65 НК РФ одним из юридических фактов для получения лицом налогового кредита является факт задержки ему финансирования из бюджета или оплаты выполненного им государственного заказа. Игнорирование законодателем вышеназванных фактических обстоятельств может приводить только к нереальности финансово-правовой нормы и отношения по поводу налогового кредита, а также к ухудшению финансовой ситуации в стране. Ведь значительная часть предприятий не выполняют сегодня свои обязательства перед бюджетом из-за бюджетного недофинансирования, неполучения оплаты по госзаказу и т.д. Принимая во внимание отмеченное, можно констатировать, что в процессе финансового правотворчества законодатель должен учитывать такие факторы, фиксировать их, когда необходимо, в нормах финансового права. В этом, можно сказать, заключается одна из закономерностей фактообразования в данной отрасли права. Однако надо заметить, что учет законодателем социального механизма юридического фактообразования может на определенных этапах входить в противоречие с интересами органов, исполняющих бюджет. Так, в условиях действия откровенно нереального федерального бюджета 1997г. принятие Федеральным Собранием РФ изменений в ст.13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в части освобождения налогоплательщика от ответственности (пени) в случае неполучения из бюджета средств на заработную плату было отклонено Президентом РФ.

Существуют и специальные предпосылки юридических фактов в финансовом праве. К их числу могут быть отнесены: глобальная система подоходного налогообложения, действующая в России с 1992г., трехуровневая бюджетная система, обусловленная федеративным устройством государства. Так, существование глобальной системы подоходного налогообложения (в отличие от шедулярной, действующей в Великобритании и др.) является предпосылкой такого финансово-правового юридического факта, как годовой доход физического лица. Очень важно заметить, что к числу специальных предпосылок финансово-правовых юридических фактов могут быть отнесены и объективно существующие в сфере налогообложения противоречия между публичными и частными интересами. Эти противоречия приводят к тому, что налогоплательщик всегда стремится найти пути "ухода" от налога, а законодатель, в свою очередь, совершенствует юридические составы, стремясь закрыть такие пути. Англичане отмечают, что существует своего рода постоянно длящаяся борьба между налогоплательщиком и законодателем. Когда налогоплательщик "пробивает брешь" в законодательстве, появляется законодательный акт, который ее закрывает, а потом все повторяется снова. К примеру, до принятия части второй Гражданского кодекса РФ такого понятия, как "договор возмездного оказания услуг", не существовало. Все маркетинговые, аудиторские и прочие договоры рассматривались как договоры подряда. Соответственно, в самых различных нормативных актах, касающихся страховых взносов в государственные внебюджетные фонды отмечалось, что последние начисляются на вознаграждения, в частности, выплачиваемые по договорам подряда и поручения. С принятием и введением в действие с 1 марта 1996г. части второй Гражданского кодекса РФ было определено понятие "договор возмездного оказания услуг". Соответственно, это вывело данные договоры из числа тех, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы, чем и постарался воспользоваться налогоплательщик. Тогда законодатель в Федеральном законе от 25 декабря 1996г. "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения и фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" установил, что страховые взносы в Пенсионный фонд РФ начисляются на выплаты, причитающиеся работникам, в том числе по договорам возмездного оказания услуг. Таким образом, был установлен новый юридический факт возникновения правоотношения с Пенсионным фондом РФ. В связи с отмеченным представляется, что вышеназванный механизм порождения юридических фактов в сфере налогообложения закономерен. Следовательно, законодатель должен это учитывать в. процессе финансового правотворчества и регулярно использовать информацию налоговых органов о стабильных схемах минимизации налоговых платежей, сложившихся в определенный период.

Помимо всего отмеченного, существуют и организационно-юридические предпосылки юридических фактов в финансовом праве. К их числу относится деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц по фиксации, установлению юридических фактов и т.д. Например, факт сокрытия или неучета объектов налогообложения, являющийся основанием для возложения налоговыми органами штрафа должен быть установлен и подтвержден документально в акте проверки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: