Рассматриваемый метод начинает историю с 30-х годов ХХ века, как процедура коллективного поиска решений проблемных ситуаций. Сегодня этот способ организации исследований по оперативному поиску рациональных решений определенной проблемы на базе использования творческих возможностей и коллективного взаимодействия специалистов-исследователей и практиков.
Как правило, метод мозговой атаки проводится в два этапа:
– генерация идей;
– практический анализ выдвинутых идей.
С организационной точки зрения на первом этапе выполняются следующие мероприятия:
– определение проблемы и выявление ограничений по решению;
– назначение организатора;
– постановка проблемы перед группой «атаки»;
– характеристика состояния решения проблемы;
– массовая индивидуальная или коллективная генерация идей.
Основополагающими принципами первого этапа должны быть следующие:
– мотивация выдвижения разнообразных идей и предложений, даже на первый взгляд наивных или абсурдный, поскольку они могут быть импульсом для рождения позитивных;
|
|
– запрещение критики и обоснований выдвинутых идей, поскольку цель первого этапа – поиск как можно большего количества разнообразных идей;
– наличие регламента времени (длительность мозговой атаки не должна превышать 2–3часов);
– создание атмосферы творчества, открытости, непринужденности и взаимотерпимости.
На втором этапе используется следующая последовательность мероприятий:
– коллективный анализ предложений с дополнительной конкретизацией и уточнением их или исключением некоторых;
– подготовка вариантов решений и преобразование отобранных идей в форму «как воплотить»;
– классификация отобранных идей с точки зрения приоритетности и эффективности;
– детальная проработка идей и принятие управленческих решений;
– подведение итогов работы группы.
Сфера использования метода мозговой атаки довольно разнообразна, например:
– проектирование новых и совершенствование действующих организационных структур управления;
– формирование благоприятного имиджа продукции и услуг;
– разработка мероприятий по повышению спроса;
– снижение себестоимости продукции или услуги;
– уменьшение текучести кадров.
Разновидностями метода прямой мозговой атаки являются творческие совещания, создание коллективного банка идей в течение определенного календарного периода, морфологический анализ (декомпозиция сложной проблемы на более простые подпроблемы).
Чтобы выдвинуть какую-то
хорошую идею, нужно выдвинуть
массу самых разных идей.
Закон Даффа