Метод мозговой атаки

Рассматриваемый метод начинает историю с 30-х годов ХХ века, как процедура коллективного поиска решений проблемных ситуаций. Сегодня этот способ организации исследований по оперативному поиску рациональных решений определенной проблемы на базе использования творческих возможностей и коллективного взаимодействия специалистов-исследователей и практиков.

Как правило, метод мозговой атаки проводится в два этапа:

– генерация идей;

– практический анализ выдвинутых идей.

С организационной точки зрения на первом этапе выполняются следующие мероприятия:

– определение проблемы и выявление ограничений по решению;

– назначение организатора;

– постановка проблемы перед группой «атаки»;

– характеристика состояния решения проблемы;

– массовая индивидуальная или коллективная генерация идей.

Основополагающими принципами первого этапа должны быть следующие:

– мотивация выдвижения разнообразных идей и предложений, даже на первый взгляд наивных или абсурдный, поскольку они могут быть импульсом для рождения позитивных;

– запрещение критики и обоснований выдвинутых идей, поскольку цель первого этапа – поиск как можно большего количества разнообразных идей;

– наличие регламента времени (длительность мозговой атаки не должна превышать 2–3часов);

– создание атмосферы творчества, открытости, непринужденности и взаимотерпимости.

На втором этапе используется следующая последовательность мероприятий:

– коллективный анализ предложений с дополнительной конкретизацией и уточнением их или исключением некоторых;

– подготовка вариантов решений и преобразование отобранных идей в форму «как воплотить»;

– классификация отобранных идей с точки зрения приоритетности и эффективности;

– детальная проработка идей и принятие управленческих решений;

– подведение итогов работы группы.

Сфера использования метода мозговой атаки довольно разнообразна, например:

– проектирование новых и совершенствование действующих организационных структур управления;

– формирование благоприятного имиджа продукции и услуг;

– разработка мероприятий по повышению спроса;

– снижение себестоимости продукции или услуги;

– уменьшение текучести кадров.

Разновидностями метода прямой мозговой атаки являются творческие совещания, создание коллективного банка идей в течение определенного календарного периода, морфологический анализ (декомпозиция сложной проблемы на более простые подпроблемы).

Чтобы выдвинуть какую-то

хорошую идею, нужно выдвинуть

массу самых разных идей.

Закон Даффа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: