Теоретические методы

К теоретическим методам относятся анализ, синтез, обоб­щение и систематизация, построение гипотез, научное обосно­вание фактов.

Анализ — разделение исследуемого объекта (товара, техноло­гического процесса и т. п.) на составные элементы, выделение отдельных его признаков, свойств и операций.

Данный метод обычно используется на первом этапе науч­ных исследований для определения свойств, состава, структу­ры, строения товара, операций и приемов различных процес­сов. В товароведении — это один из наиболее распространен­ных методов познания товара как объекта, обладающего совокупностью физических, химических, физико-химических и анатомо-морфологических свойств. Для изучения каждой груп­пы свойств применяются соответствующие экспериментальные методы.

Проведение исследования только посредством анализа данных, отраженных в представленных на исследование документах (без предоставления товаров), является специфической особенностью товароведческой экспертизы. При этом возможность проведения экспертного исследования определяется достаточностью материалов.

Если эксперту представлен необходимый для решения поставленных вопросов пакет документов, то исследование состоится. Если некоторые из них отсутствуют (например, если при производстве экспертизы по факту порчи изделий на железнодорожном транспорте отсутствуют документы, содержащие данные об условиях транспортировки изделий: коммерческий акт и др.), то экспертом заявляется ходатайство о предоставлении недостающих материалов. В случае его неудовлетворения эксперт сообщает лицу (органу), назначившему экспертизу, о невозможности дать заключение, при удовлетворении ходатайства приступает к исследованию.

Успех экспертизы находится в прямой зависимости от того, пригодны ли представленные документы для исследования: принадлежат ли они к указанному периоду, надлежащим ли образом оформлены, все ли важные исходные данные в них отражены. Если представленные материалы отвечают указанным требованиям, то на основании изучения нормативных источников эксперт анализирует характеристики объектов, установленные непосредственными участниками процессов приемки, испытаний и т.д. Если их будет достаточно, то имеются основания для решения поставленного вопроса.

Сравнение — метод-операция, основанный на сопоставле­нии объектов для выявления общности и различия между ни­ми. При использовании этого метода важное значение имеют признаки сравнения, которые и определяют возможные отно­шения между объектами. Например, при сравнении продоволь­ственных и непродовольственных товаров можно выявить в ка­честве общего признака их предназначение для купли-продажи, а в качестве отличительных признаков — используемое сырье, материалы, функциональное назначение.

Для сравнения отдельных элементов необходимо их выделе­ние с помощью анализа, поэтому достаточно часто эти два ме­тода применяются совместно в форме сравнительного анализа как комплексного метода. Метод сравнительного анализа осно­ван на разделении целого на части (элементы) с последующим сравнением этих элементов. Он широко используется при оценке качества товаров, когда на первом и втором этапах про­исходит анализ путем выделения показателей качества, а на третьем — их сравнение с базовыми показателями. В сочетании с систематизацией сравнительный анализ используется при классификации и кодировании товаров.

Сравнение может осуществляться по одному или несколь­ким признакам. Сравнивать следует только однородные объек­ты, имеющие общие признаки и составляющие определенную классификационную группировку.

При сравнительном товароведческом исследовании искомые показатели сопоставляются с нормативными в целях определения:

- уровня качества изделий в норме или отклонения от нее (вывод о степени снижения качества),

- соответствия (несоответствия) проведенных операций (приемки, испытаний, упаковки, транспортировки, хранения) нормативным требованиям,

- а также с аналогичными, содержащимися в различных документах, в целях установления их совпадения (различия). Расхождение показателей может служить основанием для решения вопроса об обстоятельствах (условиях), приведших к снижению (утрате) качества, либо подмене товара (например, сопоставление золотых серег и данных товарного ярлыка).

Анализ, сравнение и сравнительный анализ неразрывно свя­заны с синтезом.

Синтез — объединение составных элементов объекта в еди­ное целое (систему). При этом между отдельными элементами возникают логические причинно-следственные связи, обуслов­ливающие целостность объекта. Метод синтеза использован при построении приведенной ранее структурно-логической схемы. Товароведная характеристика любого товара также яв­ляется результатом синтеза различных его свойств.

Сравнительный анализ и синтез служат предшествующими методами-операциями для другого метода — диагностики, ко­торый находит широкое применение в товароведении при об­наружении несоответствий и дефектов на разных этапах техно­логического цикла товародвижения, а также при идентифика­ции.

Диагностика — метод-операция, базирующийся на описании основных признаков, показателей исследуемого объекта и вы­явлении определенных соответствий (тождественности) или не­соответствий и причин их возникновения. Этот метод положен в основу таких важнейших и распространенных видов товаро­ведной деятельности, как установление градаций качества (на­пример, сорта товара), дефектов, а также идентификация. Ко­нечной целью диагностики является не только определение причин возникновения несоответствий, но также разработка корректирующих и/или предупреждающих и/или устраняющих несоответствия действий.

Результаты диагностики, анализа и синтеза могут быть ис­пользованы для прогнозирования.

Прогнозирование — метод, основанный на исследовании перспектив изменения определенных процессов. С помощью этого метода в товароведении осуществляется прогнозирова­ние качества и изменений его при хранении в зависимости от определенных условий и сроков, а также рационального ас­сортимента. В товароведной практике при закладке товаров на длительное хранение товароведам приходится прогнозировать сроки сохраняемости по каждой товарной партии с учетом ка­чества товаров, первоочередности их реализации и других факторов.

Программирование — метод, основанный на определении последовательности действий по обеспечению надлежащих то­вароведных характеристик товаров или рационального товаро­движения. Программирование применяется при разработке программ качества товаров и программ производственного кон­троля, а также определении ассортиментной политики и поли­тики в области качества.

Последовательное применение рассмотренных выше мето­дов создает основу для дальнейшего планирования товаровед­ной деятельности.

Планирование — метод, основанный на разработке долго­срочных и краткосрочных планов или проектов. Этот метод ис­пользуется при управлении ассортиментом и качеством това­ров, их закупках и размещении на хранение, установлении пе­риодичности реализации отдельных товарных партий.

Применение методов диагностики, прогнозирования, про­граммирования и планирования требует высокой профессио­нальной компетентности специалистов — товароведов и това­роведов-экспертов. Поэтому достаточно часто в ситуациях, тре­бующих квалифицированного применения данных методов, руководители торговых организаций предпочитают пользовать­ся услугами экспертных организаций.

Абстрагирование — метод, основанный на мысленном выде­лении и превращении в самостоятельный объект рассмотрения отдельных характеристик товаров и/или факторов, влияющих на них. Особенностью этого метода является то, что выделен­ная характеристика самостоятельно не существует в ее физиче­ском проявлении. Например, определение понятий и условных обозначений основано на методе абстрагирования.

Определение понятий и терминов чрезвычайно важно для любой учебной дисциплины. Без этого обучаемые не смогут воспринимать информацию. В профессиональной деятельности возможно неверное толкование объектов (товаров, процессов, услуг) разными субъектами. Так, отсутствие определений тер­минов «квас» и «квасные напитки», «сливочное масло» и «ком­бинированное масло» привело, в конечном счете, к ассорти­ментной фальсификации, когда более дешевые товары с меньшей полезностью (квасные напитки, комбинированное масло) выдаются за более дорогие и полезные (квас, сливочное масло).

Поэтому не случайно, что в последние годы определение терминов регламентируется в федеральных законах, стандартах и других нормативных документах. Активно этот процесс про­исходит и в товароведных дисциплинах. В программах в начале каждой темы предусматриваются основные понятия, которые ранее были неизвестны обучаемым. При этом, по нашему мне­нию, определение термина, если оно стандартизировано, должно обязательно приводиться в точном соответствии с ус­тановившим его нормативным документом.

Вместе с тем пре­подаватель может привести собственное модифицированное, уточненное или новое определение термина, пояснив свою по­зицию в данном вопросе. Это, в частности, может быть вызва­но тем, что в некоторых случаях определение термина в законе или стандарте дается в достаточно сложной для восприятия форме, с повторением одинаковых слов, а для обучающих це­лей полезно сократить ряд слов, уточняющих детали, и при­вести более сокращенный вариант определения термина, но без утраты его сущности.

Условные обозначения (символы, порядковые номера стан­дартов, информационные знаки на маркировке и др.) применя­ются при кодировании товаров в классификаторах, в виде штрих-кодов, при регистрации нормативных документов, мар­кировании товаров и выполняют идентифицирующую функ­цию. Поэтому достаточно часто абстрагирование выступает как не только самостоятельный метод, но и прием для методов классификации, обобщения и конкретизации. Вместе с тем аб­страгирование является прямой противоположностью метода конкретизации.

Конкретизация — метод, основанный на представлении объ­екта в конкретной, наглядной форме. Как и абстрагирование, конкретизация является результатом мыслительной деятельно­сти человека.

В процессе познания оба метода могут применяться совме­стно, но в разной последовательности — от конкретного к абст­рактному и от абстрактного к новому конкретному. Причем на разных этапах познания выбирается то из направлений, кото­рое наиболее приемлемо для определенных целей, но чаще все­го первоначально образуются абстракции из конкретного, а затем на их основе на качественно новом уровне познания кон­кретное воспроизводится как целостность объекта.

В товароведении процесс познания происходит путем абст­рагирования отдельных элементов на уровне понятий, отдель­ных свойств товаров, их оценки, а затем на этой основе форми­руется целостное знание о товаре, его основополагающих ха­рактеристиках.

Обобщение — метод, основанный на выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств объектов и их отношений. В результате обобщения выбираются наиболее ти­пичные, присущие всем или многим объектам свойства либо процессы, несмотря на частные или случайные исключения.

Обобщение находит широкое применение при изучении то­вароведных дисциплин. Так, товароведные характеристики то­варов однородных групп основываются на обобщении их по­требительских свойств и показателей, выявлении обобщенных идентифицирующих и классификационных признаков. Обоб­щение позволяет в более краткой форме усвоить знания о мно­гообразных объектах и их свойствах, сформировать обобщен­ные умения и навыки. Например, обобщенные знания опреде­ляющих органолептических показателей качества товаров имеют решающее значение при оценке их качества и формиру­ют у студентов сначала умения оценивать разные товары по этим показателям, а затем и навыки.

Обобщение может выступать и как методический прием при использовании методов классификации (для установления классификационных признаков и ступеней классификации при иерархическом методе), сравнительного анализа (для выявле­ния общности) и идентификации (для установления тождест­венности и соответствия).

Идеализация — метод, основанный на мысленном конструи­ровании понятий об объектах, не существующих или недости­жимых в действительности, но к которым необходимо стре­миться их прообразам в реальном мире. Такие понятия сущест­вуют и в дисциплинах, относящихся к блоку товароведных.

В товароведении метод идеализации применяется как один из приемов оценки качества, когда в стандартах устанавливают­ся требования (нормы), которым должен отвечать конкретный товар по всем показателям. Фактически же ни один товар не может точно соответствовать установленным требованиям по всем показателям. Для устранения этого несоответствия между идеальным (в стандарте) и реальным товаром устанавливают определенные пределы или диапазоны требований.

Идеализация может выступать и как прием при ранжирова­нии объектов, поскольку для распределения по рангам более или менее нужна реперная точка отсчета — некий идеальный объект, обладающий наибольшими или наименьшими качест­венными характеристиками, которые нельзя или нецелесооб­разно изменять количественно. Кроме того, метод идеализации применяется для построения абстрактных схем и моделей.

Моделирование — метод, основанный на построении моде­лей и переносе информации по аналогии от модели к прототи­пу. Этот метод является совокупностью нескольких методиче­ских приемов: выбор или преобразование модели, построение модели или перенос информации по аналогии от модели к ре­альному объекту, являющемуся его прототипом. Аналогия рас­сматривается как метод-операция переноса знаний от одного объекта (модели) на его прототип или оригинал — менее изу­ченный или менее доступный объект.

По характеру моделей принято выделять две разновидности данного метода — предметное и знаковое (информационное) моделирование. Объектом предметного моделирования служат модели, воспроизводящие физические, химические и функцио­нальные характеристики оригинала по аналогии с ранее изу­ченным объектом. В товароведении такими моделями являются химический состав пищевых продуктов, приведенный в учеб­никах, справочных таблицах химического состава пищевых продуктов, Справочнике товароведа продовольственных това­ров.

Эти данные получены при исследовании продуктов опре­деленного вида, а впоследствии их переносят на продукты того же вида, мысленно предполагая их аналогичность. При этом следует иметь в виду, что при изучении химического состава применяются разрушающие методы испытаний, что делает не­возможным исследования каждого экземпляра товаров, так как он будет безвозвратно утрачен. К предметным моделям можно отнести характеристику свойств и показателей функционально­го и социального назначения, создаваемые в ситуационных за­дачах и деловых играх. Имитирующие производственные ситуа­ции также являются предметными моделями.

Знаковое (информационное) моделирование при изучении то­вароведения применяется в виде иллюстрирующих схем и расчетных формул (например, формула для расчета влажности, ки­слотности товаров).

Систематизация — метод, основанный на построении еди­ной системы характеристик объектов и связанных с ними про­цессов. С помощью этого метода обеспечивается упорядочение и формирование рационального торгового ассортимента, необ­ходимого и достаточного для достижения определенных целей организации, а также выбор показателей при оценке качества и условий хранения для минимизации потерь.

Систематизация — комплексный метод, нашедший широкое применение в товароведении. Так, систематизация содержания дисциплины «Товароведение продовольственных товаров» ос­новывается на применении унифицированных схем отдельных дидактических элементов, повторяющихся по определенным вопросам (например, по товароведным характеристикам) для разных товаров. В дисциплине «Теоретические основы товаро­ведения» заложена обобщенная система товароведных знаний, которая затем конкретизируется в частных разделах товарове­дения применительно к однородным группам товаров. Метод систематизации положен в основу таких широко применяемых в товароведении методов, как классификация и кодирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: