Основные понятия, применяемые в товароведении

Любая наука и учебная дисциплина начинаются с определе­ния основных понятий, применяемых в ней. В данной дисцип­лине такими понятиями являются «продукция», «товар» и «то­вароведение».

Следует отметить, что в разных нормативных документах ус­танавливаются неоднозначные определения одного и того же термина. Так, в Федеральном законе «О техническом регулиро­вании» дано следующее определение: «Продукция — результат деятельности в материально-вещественной форме и предназна­ченный для дальнейшего использования в хозяйственной или иных целях». Следовательно, согласно данному Закону к про­дукции можно отнести только объекты в материальной форме. Нематериальные же объекты (услуги, информация, идеи и т. п.) не должны быть продукцией. Однако это определение не гар­монизировано с ГОСТ Р ИСО 9000-2001, в котором «продук­ция» определяется как «результат процесса» (п. 2.4.2). При этом выделяется материальная (сырье, перерабатываемые материа­лы, оборудование и т. п.) и нематериальная продукция (услуги, программное обеспечение, информация). Таким образом, обоб­щая вышеуказанные определения термина «продукция», можно предложить следующее идентичное понятие:

Продукция — материальный или нематериальный результат деятельности (процесса), предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей.

Следовательно, продукции присущи две основные особен­ности: во-первых, она должна быть произведена, а во-вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности (должна быть кому-то нужна). При этом деятельность по изготовлению продукции следует понимать в широком смысле. Это не только человече­ская деятельность, но и жизнедеятельность биологических объ­ектов.

Такое понимание позволяет отнести к продукции не только хлеб, консервы, ткани, одежду и другие готовые изделия или полуфабрикаты, сырье и комплектующие изделия, но и продук­цию природного происхождения, которая является результатом жизнедеятельности биообъектов и труда человека по их сбору, вылову, охоте, добыче и т. п. Так, к продукции относятся дико­растущие плоды, овощи, грибы, мясо диких животных, речная и океаническая рыба.

Продукция становится товаром, когда она является объек­том купли-продажи (коммерческой деятельности). Выращен­ные садовые или собранные дикорастущие плоды, использованные для целей личного потребления, — продукция, а не то­вар, и только на рынке они превращаются в товар.

В отношении термина «товар» наблюдается ситуация, анало­гичная с термином «продукция». В частности, в ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» в термине «товар» отражает­ся только правовая функция товара: «Товар — любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи» (п. 64). Это определение дублирует ст. 129 Гражданского кодекса РФ. Однако в юридическом аспекте определения товара отсутствует разъяснение другого сложного понятия «вещь». Поэтому, по на­шему мнению, правильнее было бы дать определение товара через термин «продукция». В таком определении отражены мно­гофункциональность товара как результата деятельности (техно­логической, биологической, человеческой и т. п.) по формирова­нию его потребительских свойств.

Товар — это объект купли-продажи и средство удовлетворе­ния потребностей потребителей.

Такое определение термина позволяет отнести к товарам не только материальную продукцию, но и нематериальную (услу­ги, информацию и т. д.).

Объектом дисциплины «Товароведение» традиционно явля­ются лишь материальные товары, хотя со временем сфера при­менения может расшириться и будет разработано товароведе­ние услуг.

Таким образом, товар выступает как один из основных объ­ектов коммерческой деятельности. К другим объектам можно отнести услуги, ценные бумаги, деньги, продукцию интеллекту­ального труда, которые являются нематериальной продукцией.

Товар — сложное понятие и не менее сложный материаль­ный объект, обладающий определенными потребительскими свойствами. Поэтому он составляет объект особой науки и учебной дисциплины — товароведения. Существует множество определений термина «товароведение».

Одно из первых определений товароведения дано И. Вави­ловым в «Справочном коммерческом словаре»: «Товароведе­ние — наука, научающая иметь точные и полные сведения о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хранения».

В настольном энциклопедическом словаре, изданном в 1896 г., товароведение определяется как отрасль технологии, имеющая целью «точнее распознать употребление в технике сырых продуктов, определить их происхождение и указать наи­лучшее употребление».

Одним из наиболее точных, по нашему мнению, является определение предмета товароведения К. Маркса: «Потребитель­ные стоимости товаров составляют предмет особой дисципли­ны — товароведения»1. Это определение легло в основу многих последующих определений термина.

В коммюнике Международной теоретической конференции преподавателей высшей школы по вопросам общего товарове­дения, состоявшейся в сентябре 1962 г. в Лейпциге, зафиксиро­вано следующее определение:

«Товароведение представляет собой естественно-научную дисциплину, предметом которой является потребительная стои­мость товаров».

Представляет интерес и высказывание К. Паустовского: «Есть наука со скучным названием — товароведение. Книги по товароведению можно читать как увлекательную повесть о жизневедении».

Однако каждое из приведенных выше научных определений товароведения, несомненно обладая рядом достоинств, не отра­жает одной из важнейших его сторон, которую образно отмстил К. Паустовский: товароведение — наука о жизневедении.

Действительно, товары удовлетворяют разнообразные жиз­ненные потребности человека, который использует многие из них на протяжении всей жизни, иногда даже не догадываясь о их замечательных свойствах. Например, ряд пищевых продук­тов находит широкое применение в народной и традиционной медицине для профилактики и лечения различных заболева­ний.

Повседневное или частое потребление товаров создает не­верное представление о том, что специалистам и потребителям знания о товаре нужны не более чем на узкопрактическом и житейском уровне. Научные основы товароведения, базирую­щиеся на знании фундаментальных дисциплин — химии, физи­ки, биологии, отрицаются. Однако это глубокое заблуждение, поскольку работа с товарами требует профессиональных, по­стоянно пополняемых теоретических знаний, что и составляет одну из основных задач товароведения.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е иза. Т. 23. С. 44.

В связи с вышеизложенным считаем возможным предло­жить уточненное определение термина «товароведение», так как определение его только через предмет — потребительные стоимости (ценности) товаров — не раскрывает в полной мерс сущность этой науки.

Товароведение — наука и учебная дисциплина об основопо­лагающих характеристиках товаров, определяющих их потреби­тельную ценность, и факторах обеспечения этих характеристик. Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ве­дение». Последнее слово произошло от санскр. veda («веды»), что означает «знание». Следовательно, в этом смысле товарове­дение есть знания о товарах.

Эти знания необходимы как технологам предприятий-изго­товителей, товароведам промышленных, сельскохозяйственных и торговых организаций, экспертам, коммерсантам, экономи­стам, бухгалтерам, менеджерам, так и покупателям. Последние получают знания о товаре с помощью средств информации (маркировки, рекламы, статей, книг и т. п.). Поэтому очень важно, чтобы средства массовой информации в качестве основ­ного источника использовали товароведные знания о товаре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: