Токоприемник самопроизвольно опускается или не поднимается.
Токоприемник опускается при движении. Признаки — стрелка вольтметра стоит на нуле, исчезает ток двигателей, останавливаются вспомогательные машины, гаснет лампа РКЗ. Следует убедиться в опускании токоприемника визуально, поскольку данные признаки проявляются и при снятии напряжения.
Наиболее вероятные причины — перегорел предохранитель токоприемника на РЩ, нарушен блок-контакт шинного разъединителя 58-1 или контакт в одной из кнопок управления токоприемниками. Вначале, снизив скорость движения и выключив кнопку «Токоприемник задний», нажать кнопку Токоприемник передний, если он поднялся, следовать дальше. Когда же и передний токоприемник не поднимается, выключить все кнопки токоприемников, заменить предохранитель данной цепи и включить кнопки Токоприемники и Токоприемник передний. Если предохранитель не перегорает, но подъема токоприемников не происходит, включить принудительно защитный вентиль и, убедившись, что пневмоблокирование штор ВВК происходит нормально, считать неисправным блок-контакт разъединителя 58-1 или контакты кнопки «Токоприемники».
|
|
На электровозах всех серий восстановить нарушенный контакт. Если это невозможно, перейти на управление токоприемниками с помощью кнопки БВ-1, для чего необходимо выполнить следующее. На ВЛ10 на рейке зажимов в секции № 1 зажимы К71 (см. рис. 52*) и Н104 (или Н105) соединить перемычкой, защитный вентиль включить вручную и закрепить его привод в этом положении. Также можно поступать и при к. з. в проводах К49, К59у Н104 или HI05, когда перегорает предохранитель Токоприемники (270-2).
На ВЛ10У с панелью защиты токоприемника от опускания под током в случае самопроизвольного опускания токоприемника при не перегоревшем предохранителе «Токоприемники» (270-2) поступать также, но дополнительно проверить состояние контактов реле панели 478-1 (ТЭВЗ), 191-1 (НЭВЗ), поставив главную рукоятку КМЭ на нулевую позицию, включив кнопки Токоприемники и Токоприемник передний. Если токоприемник поднимется, переставить рукоятку КМЭ на 1-ю позицию. В случае его опускания восстановить цепь проводов К59—Н117 у реле панели 478-1 (191-1) и можно вновь поднять задний токоприемник.
Токоприемники опускаются одновременно с выключением БВ. Это может происходить на электровозах ВЛ10У, имеющих защиту от опускания токоприемников под током, когда нарушен контакт в кнопке Токоприемники. На ВЛ10 загорается лампа БВ, гаснет РКЗ. Восстановить контакт в кнопке. Если это невозможно, то на электровозе ВЛ10У соединить провода К50 и KW0 (см. рис. 52).
Токоприемники не поднимаются при приемке электровоза в депо (пункте оборота). Наиболее вероятно: не закрыты шторы ВВК или люки на крышу, шинный разъединитель оставлен в положении ввода в депо пониженным напряжением, не поставлен предохранитель Токоприемники на РЩ, мало давление воздуха, сильно разряжена аккумуляторная батарея (ниже 35 В). Следует проверить состояние указанных аппаратов и устройств, а на электровозах ВЛ10У убедиться, что главная и тормозная рукоятки КМЭ установлены на нулевые позиции.
|
|
Подъем токоприемника при разряженной батарее рассмотрим на примере электровоза ВЛ10У. Секция имеет свою аккумуляторную батарею. В этом случае необходимо выключить рубильник аккумуляторной батареи, поставить вручную переключатель вентиляторов ПШ в положение «Низкая скорость», вручную включить БВЗ-2 (см. рис. 52) и контактор 42-2, закрыв шторы ВВК, включить три кнопки токоприемников, потянуть за поводок защитного вентиля 205 и закрепить его временно, нажать на кнопку вентиля клапана токоприемника; после, подъема токоприемника заработают вентиляторы и генераторы управления. Включить кнопку Низкая скорость вентиляторов; быстродействующий выключатель БВ-1 и компрессоры включать обычным порядком. Так как контактор 42-2 остался включенным на постоянно, переход на высокую частоту вращения вентиляторов может быть осуществлен только после подзаряда батареи и опускания токоприемника.
Во избежание пережога контактного провода опускание токоприемника производить при движении электровоза хотя бы с малой скоростью.
Токоприемники не поднимаются после отстоя электровоза в депо. На электровозах всех серий следует после нажатия на кнопки «Токоприемники» и «Токоприемник задний», а затем «Токоприемник передний» проверить выход штока 1-й по ходу воздуха пневматической блокировки штор ВВК: если шток вышел, то предохранитель цепи токоприемников, включенные кнопки и защитный вентиль исправны; очевидно, следует проверить положение штоков последующих пневмоблокировок штор и люка на крышу.
Когда же после нажатия на указанные кнопки шток 1-й пневмоблокировки не вышел, следует кратковременно принудительно включить защитный вентиль; выход штока блокировки укажет на исправность пневматической магистрали токоприемников; видимо, неисправность — в электрической цепи. Необходимо проверить положение шинного разъединителя 58-1, состояние его блок-контакта, предохранителя токоприемника. Если они исправны, проверить состояние кнопок. На электровозе ВЛ10У проверить действие реле панели защиты токоприемника от опускания под током (провода К59, HI 17).
Установка каких-либо перемычек в цепи управления токоприемниками при выдаче электровоза из депо недопустима.
Короткое замыкание крышевого оборудования. В случае снятия напряжения с контактной сети нужно выключить контроллер машиниста, убедиться в поднятом положении токоприемника и, не опуская его, наблюдать за крышевым оборудованием и вольтметром сети. Незначительное отклонение стрелки вольтметра сети, искрение на крыше и в ВВК являются признаками короткого замыкания на электровозе. После остановки поезда при опущенном токоприемнике отключить крышевым разъединителем задний токоприемник и после этого поднять передний.
Прозвонка силовой цепи крышевого оборудования на к. з. Если при подъеме токоприемника наличие к з. установить не удалось, можно произвести предварительную прозвонку, используя показания вольтметра сети и магнитную связь катушек реле 205 (РКЗ). Выключив все кнопки на КУ, при закрытых дверях ВВК нажать на кнопку Токоприемники (Пантографы), наблюдая за стрелкой вольтметра сети: при отсутствии к. з. стрелка незначительно кратковременно отклонится от нуля, если же нет, то имеется к. з. В случае проявления указанных выше признаков к. з. на электровозе, а также, если машинист через ДСП извещен, что причина снятия напряжения неясна, следует приступить к выявлению повреждения (напоминание: в резервуар управления следует набрать воздух из питательной магистрали и кран резервуара закрыть, поезд должен быть заторможен).
|
|
Сначала следует проверить, нет ли явных признаков к. з, (запахов, дыма в ВВК, разрушения изоляторов на крыше — осмотром с полотна железной дороги). Если по этим признакам повреждение не выявлено, следует убедиться, что контактный провод ни на одной из секций не касается крыши или оборудования электровоза, после чего можно приступить к прозвонке цепей. Для этого на электровозе любой серии один конец прозвоночной лампы соединить с плюсом (например, на ВЛ10 и ВЛ10У с проводом К52 у выключателя освещения ВВК), а другой — с кабелями, подходящими к быстродействующему выключателю БВ-1 с крыши (рис. 97). Если после закрытия дверей обеих ВВК (размыкания контактов заземлителей) лампа продолжает гореть, имеется замыкание в крышевом оборудовании. Следует поочередно отключить токоприемники разъединителями; погасание лампы указывает на отключение поврежденного токоприемника или другого крышевого оборудования. Если детали неисправного токоприемника при движении поезда не приведут к дальнейшим повреждениям, то можно включить крышевой разъединитель и поднять токоприемник исправной секции, поставить в известность энергодиспетчера (через ДСП) и после подачи напряжения следовать дальше.
Когда же на электровозах ВЛ10, ВЛ10У лампа продолжает гореть после отключения крышевых разъединителей, следует осмотреть разъединители заземления ВВК, резисторы в цепи вспомогательных машин (общие демпферные), в цепи вольтметров, РКЗ, к счетчикам, стойки шинного разъединителя 58-1, а также главный ввод и конденсатор, подключенный к этому вводу.
При повреждении указанных резисторов провода, подходящие к ним, отсоединить, развести и заизолировать. В случае повреждения общего демпферного резистора кабель Р79 также отсоединить и заизолировать. Питание и защиту вспомогательных машин и печей отопления перевести через быстродействующий выключатель БВ-1, для чего от контактора 40-1 со стороны сетки коридора поставить перемычку на соседний контактор. В случае повреждения стойки разъединителя 58-1 или разъединителей заземлений 47-1 (47-2) от них отсоединить кабели.
|
|
Если при всех отключенных крышевых разъединителях (и БВ) закрытых дверях ВВК лампа при проверке из любой секции продолжает гореть, то следует осмотреть главные вводы, конденсаторы резисторы к РКТВ, шинные разъединители РзЗ всех секций, а также проверить состояние предохранителей ПрЗ в цепи вольтметра сети. В случае обнаружения повреждения соответствующие кабели отсоединить и изолировать.
В тех случаях, когда БВ отключается со снятием напряжения, следует проверить состояние всех аппаратов, непосредственно подключенных к нему. Перечислим некоторые из них: на электровозах ВЛ10, ВЛ10У — дифференциальные реле 5, стойки контакторов ПК 2-1, 3-1, 1-2, контакторов преобразователей 40-1, 40-2, группового переключателя ПКГ-4 30-0, отключателя ОД-2 1-й секции и панели реле 62-1, 62-2. Необходимые действия в этих случаях указаны в местных инструкциях. На ВЛ11 можно не включать БВ данной секции и режим последовательного соединения тяговых двигателей не применять, вентиляторы включить на низкую частоту вращения (реле РП22 включить принудительно).
51. Неисправности цепей быстродействующего выключателя БВП (БВЗ, КВЦ-2).
Быстродействующий выключатель не включается. Основные причины не включения БВ следующие: нарушение цепи (обрыв) удерживающей катушки; порча пневматического привода; механические повреждения подвижных частей. При хорошем знании устройства БВ определение причины его не включения не занимает много времени. Выяснить неисправность помогают сигнальные лампы, показания которых определяются положением якоря магнитной системы выключателя. Рассмотрим возможные случаи.