Инновации как организационная проблема. Социологическое обеспечение нововведений

Понятия «инновация», «социальная инновация», «инновационный процесс». Типология инноваций. Сущность социальных инноваций. «Жизненный цикл» инноваций. Основные тенденции и проблемы инновационных изменений. Основные проблемы инновационных изменений в организациях. Причины и типы антиинновационного поведения. Факторы сопротивления инновациям. Методы преодоления сопротивления. Основные принципы инновационных изменений. Управление нововведениями, роль управления в инновационном процессе. Инновационные риски. Управление рисками. Социологическое обеспечение организационных нововведений.

Впервые понятие инновация в научном контексте было введено в употребление в 1911 г. Это сделал американский учёный австрийского происхождения Й. Шумпетер в своей работе "Теория экономического развития". Он обозначил инновацию понятием "осуществление новых комбинаций". По его мнению, это понятие "...охватывает следующие пять случаев:

При этом Шумпетер рассматривает инновацию прежде всего как использование уже имеющихся ресурсов и благ.

• инновация - это успешное приложение к данной ситуации новых средств и методов;
• инновация - то новое решение (проблемы, задачи), которое возникает на индивидуальном, групповом или организационном уровнях;
• инновация - это продуцирование, принятие и использование новых идей, процессов, продуктов и услуг.

Следует выделить характерные свойства инновации, отличающие ее от простого новшества:
•научно-техническая новизна;
•производственная применимость;
•коммерческая реализуемость.

Классификация по объектам инновации, месту расположения, степени новизны.
1. В зависимости от вида объекта инновации делятся на:
предметные инновации – это новые материальные ресурсы, сырье, полуфабрикаты, комплектующие, продукты.
процессные инновации – это новые услуги, производственные процессы, методы организации производства, организационные структуры, системы управления.
2. По месту в системе предприятия инновации делятся на:
инновации на входе предприятия – новые материальные ресурсы, сырье, информация;
инновации внутри системы предприятия – это новые полуфабрикаты, технологические процессы, информационные технологии, организационная структура. Экономический эффект такой инновации остается на предприятии;
• инновации на выходе предприятия это – новые продукты, услуги, технологии и информация, предназначенные для продажи (ноу-хау).
3. В зависимости от степени новизны выделяют инновации:
радикальные (базовые) – например, новый продукт на основе изобретения-пионера;
улучшающие – например, новый продукт на основе изобретения, улучшающего изобретение-пионер;
модификационные (частные) – например, новый продукт на основе рацпредложения.

Классификация с учетом сфер деятельности организации.
С учетом сфер деятельности инновации подразделяют на:
производственные – новые технологии, инструменты, оборудование;
торговые – новые формы обслуживания покупателя, новая организация складирования и хранения товара, новый способ рекламы товара. Продажа товаров в кредит – пример радикальной торговой инновации.
социальные – новый способ разрешения социальных конфликтов, вид социальной помощи, способ адаптации нового работника;
управленческие – новые системы управления, методы принятия решений, способы планирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: