Социальная инноватика – современная отрасль научного знания, которое позволяет понять современные изменения, происходящие как в объекте, так и в субъекте управления. Сегодня процесс управления все в большей степени связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Социальные инновации направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.
Инновационный процесс можно определить как процесс преобразования научного знания в инновацию или процесс последовательного превращения идеи в продукт, технологию или услугу. Инновационный процесс определяется как комплекс последовательных работ от получения теоретического знания до использования товара, созданного на основе нового знания, потребителем.
Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники (технологий), который начинается с фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей.
Следующий этап инновационного процесса – прикладные научно-исследовательские работы (прикладных НИР), направленные на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов.
Этап опытно-конструкторских работ (ОКР) связан с применением результатов прикладных НИР для создания (или модернизации) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР – переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству.
Завершающей стадией сферы науки является освоение промышленного производства новых изделий, которое включает научное и производственное освоение: проведение испытаний новой продукции на опытной базе науки, а также техническую и технологическую подготовку производства.
За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг, обеспечение безаварийной экономичной работы, а также необходимая ликвидация устаревшего и создание вместо него нового производства.
«Жизненный цикл» инноваций.
1. Этап рождения новой идеи или возникновения концепции нововведения. Условно этот этап называют также этапом открытия, которое является, как правило, или результатом фундаментальных и прикладных научных исследований, или результатом «внезапного озарения».
2. Этап изобретения, т.е. создания новшества, воплощенного в какой-либо объект.
3. Этап нововведения, при котором полученное новшество находит практическое применение. Завершается этот этап, как правило, получением устойчивого эффекта от данного новшества.
4. Этап распространения нововведения, заключающийся, в частности, в его широком внедрении в новые сферы.
5. Этап реализации нововведения в конкретной области, при котором нововведение фактически перестает быть таковым и постепенно утрачивает свою новизну. Как правило, этот этап завершается появлением реальной альтернативы или замены данного нововведения более эффективным.
6.Этап сокращения масштабов применения нововведения, связанный с заменой его последующим нововведением.