Договорные отношения

Взаимодействие органов государственного и муниципального управле­ния при решении вопросов, имеющих взаимный интерес, а также принимае­мые при этом правовые акты должны основываться на соблюдении требова­ний федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и исключать возможность произвольных действий их участников. При заключении договоров и соглашений о совместной деятельности и иных форм взаимодействия должна быть соблюдена добровольность. Не до­пускается включение в сферу договорных отношений тех муниципальных образований, которые не изъявили желания участвовать в совместном реше­нии задач и функций.В договорах и соглашениях, определяющих взаимные права и обязанно­сти государственных и муниципальных органов, должны быть учтены закон­ные интересы и права каждого из участников, а также юридическая ответст­венность сторон за неисполнение обязательств. Акты о совместном решении вопросов органами государственной власти и органами местного самоуправ­ления не могут ограничивать гарантированную Конституцией РФ и феде­ральными законами самостоятельность местного самоуправления и нарушать уставы и положения муниципальных образований.Основными формами взаимоотношений государственных и муници­пальных органов власти, осуществляемых без взаимной передачи полномо­чий друг другу, являются договоры и соглашения, а также совместное созда­ние государственно-муниципальных организаций, выполняющих общие за­дачи и функции. Договорная форма взаимоотношений является основной и применяет­ся во всех случаях, когда условия взаимодействия требуют детального оп­ределения прав, обязанностей и ответственности договаривающихся сто­рон, а также если они связаны с расходованием финансовых средств.

В теории муниципального управления выделяется три базовые модели взаимодействия органов государственного и муниципального управления. Первая – «модель партнерства», была обоснована в ХIХ в. в трудах Дж. Ст. Милля. Отношения местных и центральных властей в данной модели – это отношения партнеров и равноправных товарищей, преследующих общие цели и оказывающих необходимые услуги населению. Местное управление понимается в первую очередь как «органический элемент самовыражения соответствующего местного сообщества». Данную концепцию можно обозначить как идеалистическую, по крайней мере, применительно к прошлому и настоящему, как нечто вроде теории о государстве всеобщего благоденствия. Во-первых, интересы государства и местных сообществ совпадают не во всем. Противоречие государственных и местных интересов существует изначально как противоречие между целым и его частью. Государственная власть выступает в масштабах общества (региона) центростремительным фактором. Местное самоуправление, напротив, в определенном смысле является фактором центробежным. «Отмеченное противоречие, то есть единство и „борьба“ центростремительной и центробежной тенденций, внутренне присуще общественному организму, изначально заложенному в природе социума, поэтому оно объективно не устранимо». Во-вторых, в самой природе местного самоуправления заложен постоянный конфликт с государственной властью. С учетом вышеизложенного «модель партнерства» может и должна рассматриваться в качестве идеальной цели, полное достижение которой невозможно.

Др. модели: «агентская модель» (В ее рамках отношения между центральными и местными властями рассматриваются как отношения агента и принципала, то есть акцент делается на главенствующей роли центра в отношениях с местным управлением.).

«Модель взаимозависимости» (отношения центральных и местных органов характеризуются как некоторой степенью их независимости, так и взаимозависимостью и определяются реальным властным потенциалом сторон, имеющимися в их распоряжении ресурсами).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: