double arrow

Необходимость формирования сбалансированного бюджета


1. Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным.

Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнении. К методам сбалансированности бюджета относятся: лимитирование бюджетных расходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений. Сбалансированность бюджета это также планирование направлений бюджетных расходов; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, последовательный финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств и т.д.

Концепции сбалансированности госбюджета:

1) концепция ежегодного балансирования бюджета (ограничивается возможность бюджетно-налогового регулирования экономики, т.к. любое сознательное воздействие правительства на доходы или расходы может привести к нарушению этого баланса)

2) концепция балансирования в ходе экономического цикла (бюджет должен балансироваться не ежегодно, а в ходе экономического цикла. В периоды подъема формируется бюджетный резерв. В периоды спада может образоваться дефицит бюджета и на его покрытие могут использоваться накопленные бюджетные средства)

3) концепция функциональных финансов (главная цель финансов гос-ва – это обеспечение макроэкономического равновесия в экономике, поэтому считается необходимым поддерживать и стимулировать эк рост, расширяя для этой цели госрасходы, несмотря на то, что это может привести к дефициту бюджета)

Как известно, в целом состояние сбалансированности бюджета зависит от трех основных параметров:

· основных направлений и применяемых инструментов текущей государственной политики в сфере доходов и расходов бюджета;

· определенной стадии экономического цикла развития экономики страны;

· приоритетов и перспектив на долгосрочный период поступлений в бюджет налоговых и иных обязательных платежей, а также сумм других государственных доходов (в том числе заемных).

Профицит бюджета – положительное сальдо, превышение доходов бюджета над его расходами.

Далеко не все экономисты считают, что профицит бюджета – благо для страны. Его результатом является недостаток свободных оборотных средств вэкономике, в частности снижение ликвидности кредитных организаций.

до 12 августа 2000 г. в бюджетный кодекс входила глава 12 «Профицит бюджета и порядок его использования», которая была затем исключена (Федеральный закон от 05.08.2000 № 116-ФЗ).

Депутаты Госдумы предлагают вернуть в бюджетное законодательство норму о профиците бюджета. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму (в январе 2014 г).

Предлагается установить в Бюджетном кодексе РФ порядок использования профицита бюджета. Так, установлено, что бюджеты всех уровней (федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ и местный бюджет) должны быть составлены и утверждены без профицита бюджета.

При этом в случае обнаружения в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета превышения доходов над расходами бюджета, до утверждения бюджета предписывается осуществить сокращение профицита бюджета. Для такого сокращения предусмотрены действия в следующей последовательности:

сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности;

предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если указанные меры осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ.

В соответствии же с российским законодательством бюджет не должен быть ни дефицитным, ни профицитным. Нормой для экономик большинства стран является именно состояние сбалансированности доходов и расходов. Поэтому не случайно из БК РФ вообще была исключена глава 12.

Центральным направлением расходования профицитных средств является использование их на дополнительное (и, как правило, досрочное) погашение долговых обязательств. Используются эти средства и на увеличение расходов бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.


Сейчас читают про: