Сметный порядок планирования и финансирования расходов бюджета

Основные федеральные законы, устанавливающие публичные обязательства Российской Федерации

• О трудовых пенсиях в Российской Федерации

• О социальной защите инвалидов в Российской Федерации

• Об основах обязательного социального страхования

• О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации

• О ветеранах

• О государственных пособиях гражданам, имеющим детей

• Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

• О занятости населения в Российской Федерации

• О высшем и послевузовском профессиональном образовании

• О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катас­трофы на Чернобыльской АЭС

Основные задачи в области государственных расходов на пперспективу: сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных социально значимых проектах; снизить расходы на содержание государственного аппарата; продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов; повысит эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах; снизить уровень дотаций отдельным отраслям; усилить контроль за использованием бюджетных средств; обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

В условиях современной рыночной экономики все организации подразделяются на два типа: негосударственные и государственные. Государственные организации могут быть коммерческого и неком­мерческого назначения. Некоммерческие организации, как правило, не производят материальных благ и содержатся на средства госу­дарственного бюджета, а поэтому называются бюджетными. Сюда входят предприятия образования, здравоохранения, спорта, культуры, обороны, а также большое количество административных управленческих учреждений. К настоящему времени в числе бюджетных распорядителей и получателей России насчитывается свыше 2,4 млн. юридических лиц.

Бюджетное учреждение, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы;

бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения;

ведомственная структура расходов бюджета - распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации.

Финансирование бюджетных организаций ведется по специально утверждаемым для них сметам. В этом состоит сметный порядок. Бюджетная смета расходов — это особая форма финансового плана, определяющая объем и целевое направление использования средств для содержания организаций или проведения каких-либо мероприятий.

До недавнего времени бюджетные организации, как правило, не имели собственных доходов. Поэтому в бюджетных сметах показыва­лись только расходы учреждений, тем самым фиксировался односто­ронний характер финансовых отношений. С переходом на рыночные отношения у бюджетных организаций появились собственные доходы, которые теперь учитываются в приходно-расходных сметах.

Развитие бюджетных учреждений и планирование их расходов осуществляются в соответствии с параметрами комплексных прогнозов и особенностями социально-экономической и финансово-бюджетной политики соответствующего административно-территориального обра­зования и Российской Федерации в целом.

Сметное планирование и финансирование строится на принципах.

научности — использование системы научных методов (нормативный, балансовый, программно-целевой, системный, экономи­ко-математические и др.);

непрерывности и комплексности планирования — предпола­гают прогнозирование и планирование в различных аспектах: вре­менном, территориальном и др.;

демократического централизма — призван обеспечить органическое сочетание интересов первичных организаций с интереса­
ми и возможностями органов государственной власти администра­тивно-территориальных образований и государства в целом. Сметное планирование складывается из двух процессов: дви­жения прогнозов, проектов заявок снизу вверх и утверждения планов сверху вниз. Принятие любой сметы в обязательном по­рядке требует согласования, уточнения и утверждения выше­стоящей организацией и финансовым органом. Сметное плани­рование имеет строго целевое назначение по характеру расходов согласно статьям и видам бюджетной классификации (оплата труда, социальные начисления, питание, трансферты и т.д.). Не­смотря на наличие внебюджетных доходов, в смету должны включаться все расходы, необходимые для нормального функ­ционирования организаций.

Реальное финансирование бюджетных организаций ведется пределах сметных назначений, но не по плану, а в меру выполнения показателей по сети, штатам и т.д. Для оперативно управления, контроля и финансирования организаций используют текущую отчетность.

Сметы различаются по уровню обобщения затрат согласно зада­чам сметного планирования и финансирования административно-территориальных образований и страны в целом.

В финансово-бюджетном хозяйстве используются:

1. индивидуальные сметы учреждений;

2. общие сметы расходов;

3. сметы расходов на централизованные мероприятия;

4. сводные сметы.

Индивидуальные сметы выражают потребность в денежных сред­ствах конкретных бюджетных организаций с учетом особенностей их деятельности. В этих наиболее распространенных сметах указы­ваются:

- реквизиты бюджетной организации и финансирующего
бюджета;

- перечень и объемы расходов;

- перечень и объемы доходов;

- показатели деятельности организации;

- обоснование сумм расходов и доходов.

Общие сметы расходов составляются для групп небольших орга­низаций (школы, библиотеки и т.д.), а также для однотипных учреж­дений, состоящих на особом хозяйственном обслуживании (админи­страции административно-территориальных образований и т.п.). В них приводятся перечни натуральных показателей, по которым про­изводятся расходы.

Сметы расходов на централизованные мероприятия отражают ас­сигнования, производимые в централизованном порядке на различ­ные капиталоемкие мероприятия (капитальный ремонт, приобрете­ние оборудования и т.д.).

Сводные сметы включают затраты на содержание учреждений одного ведомства, в частности образования, здравоохранения и др. В них объединяются расходы и доходы по индивидуальным, общим и централизованным сметам.

Сметы бюджетных организаций утверждаются на бюджетный (календарный) год и выражают годовой свод расходов по статьям затрат. В обязательном порядке к смете прикладывают расчеты с обоснованием планируемых затрат. В них указываются основные Показатели деятельности учреждений: количество учащихся, классов, коек и т.д. на начало года, конец года и в среднегодовом исчислении.

Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений в соответствии с Бюджетным кодексом РФ включает:

оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;

оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;

уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности.

Формы смет разрабатываются Минфином РФ.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и статьями операций сектора государственного управления, которые отражаются в смете, являются:

1) доходы:

налоговые доходы;

доходы от собственности;

доходы от оказания платных услуг;

суммы принудительного изъятия;

безвозмездные поступления от бюджетов;

взносы на социальные нужды;

доходы от операций с активами;

прочие доходы;

2) расходы:

оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;

оплата работ, услуг;

обслуживание государственного (муниципального) долга;

безвозмездные перечисления организациям;

безвозмездные перечисления бюджетам;

социальное обеспечение;

расходы по операциям с активами;

прочие расходы;

3) поступление нефинансовых активов:

увеличение стоимости основных средств;

увеличение стоимости нематериальных активов;

увеличение стоимости непроизведенных активов;

увеличение стоимости материальных запасов;

4) выбытие нефинансовых активов:

уменьшение стоимости основных средств;

уменьшение стоимости нематериальных активов;

уменьшение стоимости непроизведенных активов;

уменьшение стоимости материальных запасов;

5) поступление финансовых активов:

поступление на счета бюджетов;

увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале;

увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале;

увеличение задолженности по бюджетным кредитам;

увеличение стоимости иных финансовых активов;

увеличение прочей дебиторской задолженности;

6) выбытие финансовых активов:

выбытие со счетов бюджетов;

уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале;

уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале;

уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам;

уменьшение стоимости иных финансовых активов;

уменьшение прочей дебиторской задолженности;

7) увеличение обязательств:

увеличение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу;

увеличение задолженности по внешнему государственному долгу;

увеличение прочей кредиторской задолженности;

8) уменьшение обязательств:

уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу;

уменьшение задолженности по внешнему государственному долгу;

уменьшение прочей кредиторской задолженности.

Сметы рассматриваются и утверждаются главными распорядителями (руководителями соответствующих отделов, управлений, депар­таментов, ведомств и министерств). Только утвержденная смета ста­новится финансовым планом, определяющим размеры финансиро­вания и позволяющим руководителям организаций делать затраты с учетом фактического выполнения показателей деятельности.

Основу сметного планирования и финансирования составляет нормативный метод определения расходов. Нормирование позволяет:

обеспечить равные финансовые условия деятельности типичным организациям;

влиять на структуру расходов для более рационального их
распределения;

определить научно обоснованный уровень расходов по отдельным видам и статьям;

существенно упростить расчеты, учет и контроль затрат при составлении и использовании смет;

определить уровень и структуру доходов организаций.

Нормирование может успешно выполнять свои функции и назначение лишь при условии, что нормы имеют четкое научное обоснование. В противном случае на передний план выходит субъектив­ный фактор и происходит завышение или, что чаще, занижение норм по сравнению с реальными потребностями.

Нормативные показатели, используемые в финансово-бюджетной практике, делятся на две основные группы:

нормы — это размер плановых затрат на расчетную единицу,
например: 1 студент, 1 класс, 1 м2 площади здания и т.д.

нормативы — выражают плановый уровень тех или иных за-
трат, например: штатные нормативы, норматив ставок оплаты труда
и др. (в отличие от норм непосредственно не связаны с единицей
нормирования).

 
 



Рис. 9 Классификация показателей финансово-бюджетного нормирования

Показатели финансово-бюджетного нормирования классифицируются по следующим признакам.

1. По статусу образования.

Федеральные показатели — утверждаются представительными и Исполнительными органами государственной власти Российской Федерации и подлежат к исполнению на всей территории страны. К ним относятся:

совокупность нормативов по оплате труда бюджетных работников (разряды, ставки по оплате труда, минимальный уровень месячной оплаты труда и др.);

комплекс нормативов по удержаниям из заработной платы надбавкам к оплате труда, пенсиям, пособиям и т.д.;

комплекс нормативов по командировочным расходам;

комплекс нормативов по содержанию и использованию автотранспорта;

комплекс нормативов по питанию, вещевому содержанию
комплекс нормативов по штатному расписанию;

комплекс нормативов по основным видам услуг;

комплекс социальных стандартов и др.

Субъектные нормы и нормативы устанавливаются представитель­ными и исполнительными органами власти субъектов РФ. Они действуют на территории субъекта и служат, как правило, в качестве дополнений или уточнений к федеральным показателям, а также нормативной базой в ряде сфер деятельности субъектных организаций. Например, в данную группу входят нормативы формирования использования ВБФ субъектов РФ, региональные социальные стандарты, ряд показателей функционирования бюджетных организаций

Местные нормы и нормативы вводятся местными органами власти и действуют в пределах муниципальных образований.

Нормы и нормативы хозяйствующих субъектов принимаются и соответствующих уровнях и используются внутри предприятий.

2. По характеру действия нормативы подразделяются на обязательные (директивные), подлежащие безусловному выполнению,
факультативные, допускающие корректировку местными финансовыми органами или руководителями бюджетных учреждений.

3. По форме выражения нормативные показатели бывают:

а) натуральными (материальными) и стоимостными (финансовым),

б)абсолютными (количественными) и относительными (впроцетах). Материальные нормы показывают размеры затрат в натуральном количественном выражении. Например, штатные нормативы вузах устанавливаются в зависимости от численности студентов, от1: 6, 1: 8 и т.д., или учитывается расход энергии на 1 м2. Финансовые нормы означают денежные затраты, в частности стоимость капитального ремонта 1 м2 здания. Они бывают средние, сложившиеся из фактических данных, и расчетные, определяемые уровнем деятельности бюджетных учреждений.

4. По степени охвата существуют простые нормы (норматив! которые выражают затраты по отдельному элементу, виду расход (расходы на отопление, освещение и т.д.), а также обобщенные, и агрегированные, нормы, объединяющие несколько видов затрат.

Следует отметить, что нормы и нормативы могут носить разный характер: предельно гласный, для внутреннего пользования, полусек­ретный и секретный. Степень скрытности обусловлена, как правило, целевым назначением норм и сферой их использования. Так, часто секретный характер имеют нормативы различных привилегий, льгот, устанавливаемых для отдельных работников и служащих различными органами власти и руководителями предприятий. Лишь с принятием Указа Президента об оплате труда высших чиновников страны (1997) стали общеизвестны основные параметры оплаты труда, но и они, возможно, не отражают всей реальной действительности.

Необходимость стабилизации финансового и прежде всего бюджетного положения в стране настоятельно требует:

коренного изменения системы норм и нормативов бюджет­ного планирования и финансирования в сторону повышения их научной обоснованности. Принятые в Федерации и субъектах РФ нормативные акты о социальных стандартах, как показала практи­ка, еще далеки как от реальных потребностей широких масс насе­ления, так и от возможностей их претворения в жизнь;

обеспечения долговременной стабильности нормативной базы;

совершенствования учета и контроля за деятельностью бюд­жетных организаций в сфере использования бюджетных средств.

В связи с проводимыми в бюджетной сфере преобразованиями ряд государственных и муниципальных услуг предполагается оплачивать по системе государственного (муниципального) задания, так как часть из них будет предоставляться не бюджетными учреждениями. Новые организационно-правовые формы предполагают создание автономных учреждений и автономных некоммерческих организаций.

Таблица 7 – Реорганизация бюджетных учреждений

Бюджетные учреждения Автономные учреждения, автономные некоммерческие организации
- входят в реестр получателей бюджетных средств; - смета расходов; - лицевой счет и ЛБО; - субсидиарная ответственность; - внебюджетные средства – доходы бюджета; - административный контроль затрат. - не входят в реестр получателей бюджетных средств; - субсидия, оплата услуг; - банковский счет; - отсутствие субсидиарной ответственности; - внебюджетные средства – собственные доходы; - общественный контроль результатов.

В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации могут предусматриваться субсидии автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

В федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета устанавливается Правительством Российской Федерации

Государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг;

Государственное (муниципальное) задание должно содержать:

выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения государственного (муниципального) задания;

определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;

показатели, характеризующие качество и (или) объем (состав) оказываемых физическим и (или) юридическим лицам государственных (муниципальных) услуг;

порядок оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;

предельные цены (тарифы) на оплату государственных (муниципальных) услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено оказание соответствующих услуг на платной основе, либо порядок их установления;

порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

Государственное (муниципальное) задание используется при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственными (муниципальными) учреждениями и иными некоммерческими организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам.

Государственное (муниципальное) задание формируется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: