Классификация видов анализа финансово-коммерческой деятельности предприятия

Классификационный признак Виды анализа
1. По зависимости от субъекта анализа 1. Внешний 2. Внутренний
2. По содержанию информационной базы 1. Финансовый 2. Управленческий
3. По аспекту исследования 1. Общеэкономический 2. Технико-экономический 3. Функционально-стоимостной
4. По времени проведения 1. Ежедневный 2. Декадный 3. Месячный 4. Квартальный 5. Годовой
6. По характеру решений, принимаемых на основе анализа 1. Итоговый (ретроспективный, последующий, периодический) 2. Оперативный (текущий) 3. Прогнозный (перспективный)
7. По полноте охвата деятельности 1. Комплексный (полный) 2. Тематический (выборочный, частный)

Внешний анализ осуществляется за пределами предприятия заинтересованными внешними пользователями на базе данных публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности, в связи с чем он менее детализирован и более формализован.

Внутренний анализ использует уже не только показатели отчетности, но и данные всех видов учета и внеучетную информацию, осуществляется в интересах внутренних пользователей как специалистами предприятия, так и независимой аудиторской организацией.

Пользователи аналитической информации, их интересы и цель анализа представлены на схеме 3.

Схема 3

Пользователи аналитической информации,
их интересы и цель анализа

Пользователи информации Интересы пользователей информации Цели анализа пользователей информации
1. Собственники Доходность капитала, финансовая устойчивость Рентабельность, структура капитала
2. Персонал Занятость, оплата труда Финансовая устойчивость, участие в прибыли
3. Кредиторы Плата за кредит, возврат кредита в срок и в полном объеме Ликвидность активов, платежеспособность, положительный чистый денежный поток
4. Партнеры Положение на рынке Платежеспособность, конкурентоспособность
5. Налоговые органы Уплата налогов Финансовые результаты

Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет.

Финансовый анализ – исследование финансового состояния, финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.

Управленческий анализ представляет комплексное исследование всех аспектов финансово-коммерческой деятельности предприятия.

Взаимосвязь управленческого и финансового анализа представлена на схеме 4.

Финансовый анализ, основывающийся на данных только публичной бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т. е. анализа, проводимого за пределами предприятия заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами. При анализе только публичных отчетных данных используется весьма ограниченная часть информации о деятельности предприятия, что не позволяет раскрыть все стороны деятельности предприятия.

Особенностями внешнего финансового анализа являются:

– множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия;

– разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

– наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;

– ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;

– ограничение задач анализа;

– максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.

Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого партнерами предприятия по данным публичной финансовой отчетности, составляют:

– анализ абсолютных показателей прибыли;

– анализ относительных показателей рентабельности;

– анализ финансового состояния, финансовой устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;

– анализ эффективности использования собственного и заемного капитала;

– экономическая диагностика финансового состояния предприятия и рейтинговая оценка эмитентов.

Особенностями управленческого анализа являются:

– ориентация результатов анализа на цели и интересы руководства предприятия;

– использование всех источников информации для анализа;

– отсутствие регламентации анализа со стороны государственных органов;

– комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;

– интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений;

– максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.


Схема 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: