double arrow

Руководство командой

Работа тренера, как правило, начинается уже с готовой, сфор­мированной командой. Реже тренеру удается «довести» молодых волейболистов до высококвалифицированных спортсменов. Тем

не менее довольно часто тренеру приходится «принимать» команду, снизившую по ряду причин свои спортивные результаты и слабо выступающую на соревнованиях. В таких случаях приходится на­чинать все сначала: доукомплектовывать команду перспективны­ми волейболистами, переквалифицировать ветеранов на другие иг­ровые амплуа и пр.

Если тренер давно работает с командой и большинство ее игро­ков являются его воспитанниками, ему довольно ясно представля­ются пути и перспективы подготовки команды.

Значительно сложнее начинать работу с новой командой, не­знакомой тренеру по стилю и манере игры, по способностям и воз­можностям каждого игрока. В данном случае, прежде чем начать. непосредственное проведение учебно-тренировочных занятий в оп­ределенном направлении, необходимо как следует ознакомиться' с технико-тактической оснащенностью команды, определить сте­пень физической подготовленности спортсменов, выявить сильные и слабые стороны в игровой расстановке основного и дублирую­щего составов.

Для этой цели надо провести следующие мероприятия. Прежде

всего важно организовать контрольные игры с равными или более сильными соперниками. Это в наиболее полной мере позволит тре­неру определить правильность игровых расстановок команды и взя­тые ею на вооружение системы нападения и системы защиты.. В контрольных играх с равными или более сильными соперниками тренер сможет проследить за технической, физической и волевой подготовленностью игроков своей команды, их тактическим опы­том и соответствием выполняемых волейболистами функций (т. е.. основных, вспомогательных и связующих игроков) их технико-так­тической подготовленности.

Во-вторых, в начале работы с командой необходимо провести организационно-методическое совещание коллектива команды или ее актива (тренерского совета) по всем вопросам, связанным с под­готовкой, комплектованием и перспективами на будущее. К такому совещанию тренер должен подготовить конкретные предложения, которые, например, могут включать следующие пункты:

1. Улучшение качества учебно-тренировочной работы за счет увеличения числа занятий в течение недели и внедрение передовых средств и методов тренировки.

2. Доукомплектование команды за счет перспективной моло­дежи.

3. Постепенная переквалификация одного-двух игроков-вете­ранов основного состава из ведущих нападающих в связующих или вспомогательных нападающих.

4. Целесообразное в данных условиях изменение игровой рас­становки. Например, основной нападающий встает в первоначаль­ной расстановке на место вспомогательного, а последний распола­гается на его месте.

5. Замена в случае необходимости игрока основного состава волейболистом дублирующего состава.

6. Ориентировочное рассмотрение перспективного плана повы­шения спортивных достижений игроков команды в течение ряда ближайших лет.

7. Рассмотрение основных направлений, которые предполага­ется избрать в учебно-тренировочной работе с командой (напри­мер, усиление игры в защите, на блоке или в нападении) и в совер­шенствовании индивидуального технико-тактического мастерства игроков.

8. Цели и задачи подготовки команды к ближайшим соревно­ваниям, ориентировочный план основных мероприятий подготовки, расписание занятий, воспитательные меры и дисциплинарные тре­бования, предъявляемые ко всем членам коллектива.

9. Выбор тренерского совета команды (если его не было) в составе капитана, его заместителя, опытнейших игроков.

Кроме приведенных пунктов, в рабочем порядке проводится целый ряд других мероприятий: детализируются и уточняются ин­дивидуально-перспективные планы каждого игрока, выясняются знания спортсменов в области теории волейбола, определяются мо­ральные и этические взгляды, интересы, успехи в работе и учебе. Кроме этого, решаются вопросы по материальному обеспечению команды спортивной формой, мячами, методическим оборудова­нием, доступной научной аппаратурой и простейшими измеритель­ными приборами (ручной динамометр, прибор Абалакова—для измерения прыжка, секундомер, реакциометр — для измерения скорости зрительно-двигательных реакций и др.).

В настоящее время для игроков высшей квалификации реко­мендуется 80—90 игр в год. Ю. Н. Клещев (1973)—тре­нер сборной мужской команды страны — предлагает для подго­товки волейболистов высокого класса преимущественно тактико-соревновательную систему тренировки, объем которой должен составлять 60% всего объема тренировочной работы. При этом в данной системе выделяются четыре основных раздела: модель­ный, программный, прецессионный и контрольный.

Модельный раздел означает обобщение опыта (спортивную разведку), изучение специфики проведения предстоящих игр и раз­работку на этой основе модели своей команды. Программный раз­дел включает использование различных видов прогноза и планиро­вания с целью достижения модельных показателей. Прецессионный раздел заключается в реализации планов подготовки, построении тренировочного процесса, участии в состязаниях, использовании средств восстановления и т. д. Основная функция контрольного раздела подготовки — совершенствование управления командой в ходе тренировки и соревнований.

* * *

Одной из важных сторон подготовки команды является руко­водство и управление ею в учебно-тренировочной работе, в про­цессе соревнований (до и после их проведения).

Для успешного руководства командой необходимо располагать довольно широкой информацией о силах команд соперников, с ко­торыми предстоят встречи, о возможностях прогнозирования наибо­лее рационального тактического плана ведения игры (и его вари­антов), о волевом состоянии игроков своей команды, о возможных заменах, минутных перерывах и т. д.

В этом плане большое значение приобретает личный опыт вы­ступления тренера в ответственных соревнованиях. В данном слу­чае тренер является главным авторитетом для своих подопечных в вопросах технико-тактических особенностей волейбола.

Следует отдельно рассмотреть вопросы руководства командой в учебно-тренировочной работе и в процессе соревнований.

В учебно-тренировочной работе руководство и управление командой заключается в обеспечении дисциплины игроков в быту и на тренировках, в выполнении ими запрограммированных зада­ний, в осуществлении педагогического и врачебно-медицинского контроля и главное — в проведении учебных игр и контрольных соревнований.

Дисциплина игроков в первую очередь связана с режимом тре­нировок, товарищеских соревнований и их регламентацией. Нельзя допускать опозданий игроков на занятия и тем более на игры. Не­обходимо следить и за поведением спортсменов в быту, на работе, а также за их отношением к учебе.

Руководя командой, тренер имеет в своем распоряжении не­ограниченные возможности воспитательного воздействия. Это прежде всего воспитание волейболистов в коллективе и через кол­лектив, это меры поощрения и наказания. Лучшие спортсмены могут быть представлены к награждению грамотами, спортивными значками и званиями и даже орденами и медалями Советского Союза.

Игроки, допустившие нарушение дисциплины, несут наказание, соответствующее совершенному ими проступку, вплоть до дисква­лификации на определенный срок. В проведении всех этих меро­приятий ведущее значение имеет руководящая роль тренера, его умение управлять спортивным коллективом.

Особо важным является управление командой на учебно-тре­нировочных занятиях. От того, как осуществляется выполнение каждого упражнения, части тренировочного занятия и всей трени­ровки в целом, зависит эффективность процесса спортивного со­вершенствования. Эффективность одного и того же упражнения при различном отношении к нему волейболистов в одном случае может быть равна нулю, а в другом — коэффициент его полезного действия может быть чрезвычайно высоким.

Нужно стремиться к такому проведению учебно-тренировоч­ных занятий, чтобы каждое упражнение выполнялось с полной от­дачей сил, чтобы каждое прикосновение к мячу способствовало со­вершенствованию спортивной техники. И в этом также заключается ведущая роль тренера, который должен на высоком эмоциональ­ном и методическом уровне строить упражнения и всю тренировку

в целом, доводя до сознания спортсменов важность выполнения за­программированного материала, контролировать ход выполнения заданий на уроке и подводить итоги тренировки.

Способность управлять группой во время тренировок имеет прямое отношение к качеству учебного процесса, к повышению уровня спортивного мастерства игроков.

Управление и руководство командой в процессе ее участия в контрольных играх по существу ничем не отличается от управле­ния и руководства ею на официальных соревнованиях.

Руководству командой на соревнованиях предшествует целый ряд мероприятий. К ним относятся знакомство с игрой команды противника (ее тактикой, излюбленным темпом ведения игры, ин­дивидуальными особенностями игры волейболистов соперника). Для изучения игры команды соперников существует несколько возможностей. Если турнир проводится в одном месте, а встреча с основным соперником назначена на последние дни соревнований, то наблюдение и изучение игры команды противника осуществля­ется непосредственно на соревновании. До проведения наблюдений тренер ставит перед игроками своей команды определенные задачи, которые могут сводиться к следующему: запомнить первоначаль­ную расстановку в команде противника, привычный темп ведения игры, сильные и слабые стороны всех игроков основного состава в.нападении и защите, а также наиболее эффективные тактические комбинации. Кроме того, каждому игроку дается задание: в соот­ветствии с расстановкой на площадке изучить конкретные особенности соперников, против которых придется играть на блоке, в за­щите и нападении. Затем тренер организованно приводит свою команду на соревнования и осуществляет наблюдения за игрой.команды соперника.

Если же соревнования с основным конкурентом проводятся в первый день или с выездом на одноразовую встречу и на месте невозможно изучить игру противника, следует заранее командиро­вать кого-либо из специалистов (желательно с киноаппаратом или видеомагнитофоном) на игры, в которых принимает участие инте­ресующая вас команда.

После сбора необходимой информации об игре команды про­тивника необходимо провести предварительный анализ ее стиля и технико-тактической оснащенности. При этом волейболисты по­сле такого анализа имеют возможность мысленно представить свои игровые действия в конкретных ситуациях соревновательной борь­бы. Кроме того, тренер может промоделировать со сходными по стилю игры командами (или с дублирующим составом) если не всю встречу, то хотя бы отдельные ее фрагменты.

В день соревнования установка, объявление состава на игру проходят в такой последовательности: вначале тренер объявляет еще раз место и время встречи, затем излагает общие сведения о команде противника, ее традициях, победах и поражениях, дает краткий анализ причин успеха и неудач коллектива соперников,

подчеркивая при этом возможные случае использования тактиче­ских вариантов, которым команда соперника в прошлом не могла противопоставить контрприемы и поэтому потерпела поражение. Например, команда соперников не может успешно играть в медлен­ном (или быстром) темпе, и были случаи, когда навязанный ей не­привычный темп ведения игры нарушал ее боеспособность. Тренер, акцентируя на этом внимание своих игроков, предлагает проводить всю встречу в том или ином темпе.

Далее тренер говорит о тактических системах нападения и их комбинациях, а также о системах защиты и вариантах страховки.

После этого начинается конкретный анализ предстоящей встречи с применением макета, на котором, начиная с первоначаль­ной расстановки, рассматриваются все возможные положения при атакующих и оборонительных действиях своей и противоположной команд. В это же время подробно разбираются функции игроков своей команды (во всех расстановках) с учетом возможных дейст­вий волейболистов соперника. Затем следуют волевые установки тренера игрокам команды. Иногда эти установки могут давать­ся на общем собрании, иногда — индивидуально каждому игроку. При этом тренер старается психологически настроить спорт­сменов, вдохновить их на победу, на преодоление трудностей борь­бы, на самоотверженную игру и т. д.

Далее руководство тренера связано с организацией и проведе­нием разминки перед игрой. Управление разминкой заключается прежде всего в том, чтобы она вовремя начиналась. Слишком дли­тельная разминка может утомить волейболистов и отрицательно сказаться на ходе соревнований. В то же время разминка не долж­на быть слишком кратковременной, так как в этом случае спортсме­ны не успеют должным образом разогреть опорно-мышечный аппа­рат, снять излишнюю эмоциональную напряженность и «прочувст­вовать» мяч.

Управление командой во время состязания является чрезвычай­но сложным творческим процессом.

Необходимо тонко чувствовать возникающие перемены в ходе игры и принимать меры еще до того, когда эти перемены вызовут нежелательные моменты в игре команды. Преждевременное вме­шательство может нарушить игру команды. Например, если коллектив с большими трудностями одерживает победу над противником в одной из партий, то замена игроков не нужна (не считая исключительных случаев). Напротив, иногда один из игроков (как правило, менее волевой) начинает чувствовать себя на площадке неуверенно, допускает ошибки, нервничает и т. д. В этом случае тренер должен произвести замену такого спортсмена дублирующим игроком. В противном случае, как это часто бывает, нервозное состояние одного волейболиста может передаться другим, после чего расстроившуюся игру необыкновенно трудно, а подчас невозможно наладить.

Кроме того, замены игроков рекомендуется производить в сле­дующих случаях: 1) для усиления линии блокирующих игроков—

вместо связующего в игру вводится высокорослый волейболист;

2) для усиления задней линии защиты — вместо нападающего в игру входит волейболист защитного плана; 3) вместо утомившегося игрока в игру вводится его дублер, способный выполнять те же функции; 4) вместо использованных перерывов делается замена игрока — через входящего в игру волейболиста тренер передает свои указания команде.

Методика замен имеет также свои особенности. Прежде всего тренер заранее должен предупредить игрока о готовящейся замене, так как последний должен перед выходом на площадку сделать хотя бы кратковременную разминку; во-вторых, каждая замена предва­рительно моделируется на учебных и товарищеских играх; в-треть­их, при подаче противника не рекомендуется вводить игрока сразу на переднюю линию; в-четвертых, в решающие моменты состяза­ния при счете 14: 14, 16: 16 в пятой партии следует вводить в игру наиболее волевого, проверенного в таких ситуациях спортсмена. Наконец, каждая замена должна быть обоснованной. Если же ко­манда играет четко, а противник сильный, то замен по возможности делать не надо. Часто даже после поражения в первой партии, но при слаженной игре команды не следует делать замен игроков, важно в этом случае дать возможность волейболистам основного состава обрести себя на площадке, поверить в свои силы.

Если замена произведена и дублер проводит игру на высоком уровне, то обратную замену делать не надо; в том случае, когда он не справляется со своими обязанностями, следует произвести обратную замену.

Во время соревнований, даже в самые критические моменты игры, не следует преждевременно осуществлять замены, целесооб­разно «приберечь» их к самым ответственным кульминационным моментам игры.

Основные указания тренер имеет возможность дать игрокам во время полуминутных перерывов. Тридцатисекундные перерывы бе­рутся тогда, когда необходимо прервать темповую игру команды противника, когда разрыв в счете увеличивается в пользу соперни­ков, когда нужно срочно сделать замечания игрокам относительно особенностей ведения игры или изменения намеченного тактическо­го плана, когда нарушается тактический план и когда волейболи­сты переутомлены п у них появляется дискоординация движений.

Все эти и другие моменты тренер должен вовремя оценивать, принимать решение и сообщать его игрокам в течение тридцатисе­кундного перерыва.

Опытный тренер может предвидеть критические игровые ситу­ации и заранее принимать меры к их устранению с помощью указа­ний по ведению игры во время перерывов.

Основную руководящую роль в процессе состязаний выполня­ет капитан команды, который избирается из числа самых опытных, волевых и сильных волейболистов. Слову капитана во время встре­чи должны беспрекословно подчиняться все игроки команды. Во время игры капитан руководит действиями всех членов команды,

следит за игровой дисциплиной и воплощением тактического плана. Он постоянно подсказывает своим товарищам наиболее целесооб­разные технико-тактические действия, подбадривает растерявших­ся игроков и дает лаконичные, строгие замечания волейболистам, допустившим грубые ошибки или нарушение игрового порядка.

Без непосредственного руководства игровым коллективом на площадке не может быть слаженной, четко организованной и целе­направленной игры команды. Вот почему в составе команды, уком­плектованной в основном молодыми волейболистами, всегда долж­ны находиться один или два опытных волевых игрока.

После окончания встречи, независимо от ее исхода, игроки вместе с тренером просматривают игры и затем возвращаются до­мой. Коли на другой день запланирован очередной матч, то разбор игры может быть проведен вечером.

К анализу прошедшего соревнования тренеру необходимо под­готовиться, чтобы объективно оценить причины успеха или неудачи.

Примерный план разбора встречи может быть следующим: ана­лиз выполнения намеченного тактического плана игры, общие и частные причины невыполнения намеченного плана, объективные причины отступления от заранее разработанной тактики, выполне­ние отдельными игроками своих функций и оценка их выступления на состязании, анализ волевых проявлений игроков в решающие, ответственные моменты игры, анализ готовности команды и отдель­ных волейболистов основного и дублирующего составов к участию в проведенной встрече, намечаемые мероприятия для устранения выявившихся в игре недостатков.

В случае поражения тренер нацеливает игроков своей команды тренироваться с еще большими упорством и настойчивостью, чтобы добиться значительного повышения спортивного мастерства и успе­ха на соревнованиях. Таким образом, для сознательного спортсме­на поражение на соревнованиях должно явиться определенным стимулом для повышения роста спортивного мастерства.

При разборе проведенной встречи после тренера выступает ка­питан, затем слово предоставляется ветеранам команды и игрокам, желающим высказать свое мнение о проведенном состязании.

Тренер не должен допускать ссор между игроками, но в то же время не следует и смягчать справедливые, критические замечания.

Руководство тренера заключается и в соблюдении суточного режима команды, который должен сохраняться независимо от успе­хов или неудач.

Руководство и управление игровым коллективом на трениров­ках, в быту и на соревнованиях является одним из наиболее важ­ных факторов в системе подготовки спортсменов высокой квалифи­кации.

ЛИТЕРАТУРА

А м а л и н М. Е. Исследование вопроса тактической подготовки волейболи­стов-мастеров. Автореф. дисс. Тарту, 1973.

Алиханов С. И. Исследование нападающих ударов в волейболе методом акселерографии. «Теория и практика физической культуры», 1969, № 5.

Ахмеров Э. К., Ивойлов А. В. Механографический метод регистрации кинематических характеристик разбега и прыжка волейболиста. «Теория и прак­тика физической культуры», 1970, № 4, с. 66.

Ахмеров Э. К. Исследование приспособительной изменчивости движений нападающего удара в волейболе и совершенствование методики обучения. Авто­реф. дисс. М., 1975.

Беляев А. В. Исследование тренировочных и соревновательных нагрузок в волейболе. Автореф. дисс. М., 1974.

Волейбол. Под ред. А. Г. А и р и я н ц а. М., 1976.

Градовская Т. Значение типологических особенностей высшей нервной деятельности спортсменов-волейболистов для спортивной практики. Дисс. М., 1959.

Даймацу Х. Следуйте за мной. М., 1972.

Железняк Ю. Д. Формирование двигательных навыков у юных волей­болистов. Дисс. М., 1962.

Ж е л е з н я к Ю. Д. 120 уроков по волейболу. М., 1965.

Зациорский В. М., Као-Ван-Тхы. Дискриминативные признаки эф­фективности спортивной техники (введение понятия и экспериментальное иссле­дование на примере прыжков для нападающих ударов в волейболе). «Теория и практика физической культуры», 1970, № 9.

Ивойлов А. В., Якушев А. П. Упражнения для волейболистов. М., 1958. Ивойлов А. В. Волейбол (курс спортивного совершенствования в вузах). Минск, 1962.

Ивойлов А. В. Биодинамический анализ двигательных действий волей­болистов в защите и экспериментальное обоснование путей их совершенствования. Дисс. М., 1967.

Ивойлов А. В. Волейбол (техника, обучение и тренировка). Минск, 1969.

И в о и л о в А. В., Г е р м а н К. Б., А х м е р о в Э. К. Волейбол (техника, так­тика и тренировка). Минск, 1972.

Ив о и лов А. В. Сравнительный анализ техники нижних передач в волей­боле. «Теория и практика физической культуры», 1967, № 11.

Ивойлов А. В. Волейбол. Минск, 1974.

Као-Ван-Тхы. Исследование факторов, определяющих высоту прыжка у волейболистов. Автореф. дисс. М., 1971.

Клещов Ю. Н. и др. Тактическая подготовка волейболистов. М., 1968. Клещов Ю. Н. Организационно-методические основы системы многолет­ней подготовки команд высших разрядов по волейболу. Автореф. дисс. М., 1973. Козловский Э. и др. Акробатическая подготовка волейболистов. М.,

1967.

Кувшинников В. Г. Биомеханический анализ прямого нападающего уда­ра и экспериментальное обоснование эффективных средств его совершенствования. Дисс. М„ 1972.

КучинскийА. А. Волейбол в школе. Л„ 1959.

Кушников Е. Е., Саркисов М. С. Катапульта и время приема мяча в волейболе. «Теория и практика физической культуры», 1976, № 5, с. 68.

Л е п ч у к В. А. Экспериментальное обоснование методики совершенство­вания прямого нападающего удара на основе применения информационно-тре-нажных устройств. Автореф. дисс. Л., 1975.

Макагонов А., Чумаков П. Учитесь играть в волейбол. Л., 1964. Медведев В. В. Психологические особенности состояния тренированно­сти. Дисс. М., 1968.

Н а ч е в Б. И. Совершенствование процесса тренировки волейболисток выс­ших разрядов в связи с биологическими особенностями женского организма. Апто-

реф. дисс. Л., 1970.

Н и к о л а и ш в и л и И. А. Экспериментальное исследование некоторых ва­риантов круговой тренировки в процессе физической подготовки волейболистов.

Автореф. дисс. М., 1971.

Пименов М. П. Игровая подготовка волейболистов. Киев, 1967. Подготовка юных волейболистов. Под ред. Ю. Д. Железняка. М., 1962. Саркисов М. С. Двигательные реакции в моделируемых условиях спор­тивной игры как показатель специальной тренированности волейболистов. Авто­реф. дисс. Баку, 1971.

Система отбора юных спортсменов. Сост. А. А. Г у ж а л о в с к и и. Минск, 1975.

С л упский Л. Н. Исследование специализации функций в специфических условиях игровой деятельности (на материале волейбола). Автореф. дисс. Л., 1974.

С т и б и ц.Ф. Волейбол (перевод с чешек.). М., 1960.

Т о п ы ш е в О. П. Исследование соотношений стабильности и вариативно­сти некоторых технических приемов волейбола. Дисс. М., 1968.

Фетисова С. Л. Биомеханическое исследование подач в волейболе и ме­тодика их совершенствования. Автореф. дисс. Л., 1974.

Филиппов В. Т. Спортивные игры, разд. «Волейбол». Под ред. Н. П. В о р о б ь е в а. М., 1971.

Фурманов А. Г. Начальное обучение волейболистов. Минск, 1976.

ХумериндА. Волейбол (на эстонок, яз.). Таллин, 1971.

Щ а г и н В. И. Мяч в воздухе. М., 1955.

Вааске Н. 51е1§епс1е Ье1з4ипб81епс1еп2 Ье1 йеп 8р1е1епппеп Дег ООК. УоПеуЬаП, 1970, Мг. 8, 8. 7.

ВеэопйегпеИеп без УоИеуЬаП-Тгашшйв т;1 К!пс1егп ипй.ТиеепсШупеп. (Риг иЬип^еИег ипа Тгашог). ВОК—8рогг, 1974, №. 1, 8. 1—3. ВеПаре.

П е г о в з I. УоИеу-ЬаП. ЕаисаНоп рпуз^ие е1 эроП. 1966, N 79.

О б г 1 п § Р. 0;е УегЬшс1ип§ уоп ТесЬгпк ипй ТакИЬ;т УоИеуЬаИ, 1968, №. 8,

5. 15—18.

Ре к к С. ипа В г ос к К. УоПеуЬаП. "ТесЬшк ипй ТакНк". 1957, N 27.

Р \ е а 1 е г М. Кеа. ВисЬ. "УоПеуЬаП". ВегИп, 1969.

Ргоппег В. 2иг 1.ег1г\уе18е йег Аи{§аЬе ипй;ппег АЬ\уеЬг УоИеуЬаП. Кбгрегег2;е'пипе, 1970, №. 8, 3. 477—484.

Ргоппег В. 2иг Ьепг\\-е1зе Дев оЬегеп 2иэр1е1з УоИеуЬаП. Когрегег-г1еЬип§, 1970, Мг. 7, 5. 377—386.

Кари з! а 1 №екЬге рогпа1ку г ргасе 5 роЬуЬоуе 1а1еп1оуапеи ггПайегои \'о \-о1е]Ьа1е. Тгепег, 1972, N0. 10. 8. 442—444.

КоЬг1е I. П1е УеПе;а;кип^;т Уо11еуЬа11зр;е1 (I—IX). Тпеопе ипо Ргах;з (Зсг КбгрегкиНиг, 1961, N 4, 5, б, 7.

К о т а 1 о { Т. ТесптвсЬе Тгатт^ Дев УоПеуЬаПзр^егз. "8рог1", Вгиэвс!,

1960.

К г а и 5 Р. ^'аисгте 5{а1ко\ук1 г игус1ет рггуЬогоу.'. '\Ууспо\уаше Пгусгпе 1 Ь;^;епа 52ко1па, 1973, N0. 5, 5. 8.

Ьоу\у1с1ее Р. \'о11еу-Ьа11. г\"е\у Уогк, 1955.

Ма1ог М. \'о11с\"-ЬаП—Е\'о1иМоп ЕоисаНоп "Рпув^ие е1 §рог15", 1962, N 38.

5ИЫ12 Р. ОаЫ]епа. РгаЬа, 1958.

ТЬе Н!з1огу о{ 1Ье §ате о{ "Уо11еу-Ьа11". Ме\у Уогк, 1933.

КОНЕЦ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: