ГЛАВА 3. Роль личности и коллектива в открытии

О РЕАКЦИИ ВАССЕРМАНА И ЕЕ ОТКРЫТИИ

Роль личности и коллектива в открытии. Как из ложных предпосы­лок и первых невоспроизводимых опытов возникает истинное зна­ние. Что видит автор в ретроспективе?

Я долго думал над тем, как описать открытие реакции Вассермана, чтобы это было понятно и неспециалистам. Разумеется, никакое описание не мо­жет вполне представить картину, которая складывается в многолетней прак­тике применения этой реакции. Это исключительно содержательная и слож­ная область, тесно связанная с химией, физической химией, патологией и физиологией.

Механизм реакции основан на действии пяти малоизвестных широкой пуб­лике факторов, взаимовлияние которых контролируется определенной систе­мой действий исследователя. Наиболее важным из этих факторов является так называемый «антиген», или «экстракт», который применяется после многочис­ленных и разнообразных предварительных тестов, а также после сравнения с ранее подготовленйыми препаратами этого экстракта. Точность результатов зависит от постоянного, регулярного и тщательно подготовленного выполне­ния реакции на многочисленных пробах крови, причем пробы каждой серии сопоставляются с предыдущими. Обязателен контроль за этими результатами, включая сопоставление лабораторных данных с клиническими наблюдения­ми, а также правильное руководство всем процессом исполнения.

Несмотря на такое обеспечение, применение этой реакции всякий раз су­лит нечто новое и неожиданное, время от времени открываются многообеща­ющие перспективы и связи, которые затем исчезают, как миражи. Реакция имеет четкую схему, но модификаций ее применения, наверное, столько, сколько ла­бораторий, где ее проводят. Она связана с детальными вычислениями, но опыт или, если угодно, «серологический инстинкт», всегда оказывается более важ­ным, чем любые вычисления. Люди с нормальной кровью могут иметь положи тельную реакцию Вассермана, а сифилитики — отрицательную, причем без каких-либо заметных ошибок в технике выполнения реакции. Это со всей оче­видностью выявилось на Вассермановских конгрессах, проводимых под эги­дой Лиги Наций, где лучшие серологи из разных стран исследовали одни и те же пробы крови одновременно и независимо друг от друга. Оказалось, что их результаты не согласовались ни друг с другом, ни с клиническими наблюдени­ями заболевания.

Тем не менее, реакция Вассермана — одно из самых значительных врачеб­ных средств, применяемых ежедневно в тысячах клиник и теоретически раз­рабатываемых во множестве научных исследований. Очевидным показателем ее значения является то, что она регулируется официальным законодательст­вом и что во многих странах далеко не всем лабораториям позволено прово­дить эти исследования.

Вся эта сфера — целый «мир-в-себе» — не может быть полностью вербали­зована, как, впрочем, и другие сферы естествознания. Слова сами по себе не обладают значениями, они приобретают их, только будучи включены в опре­деленную систему, помещаясь в определенную интеллектуальную среду. Ню­ансы смысла становятся понятными только после того, как осуществляется это «включение», будь то дидактическим путем или путем исторического экскурса.

И тот и другой путь не являются чисто рациональными. История понятия, как и история естественных событий, не может быть реконструирована чисто логическими средствами хотя бы потому, что в эту историю входит и процесс развития смутных и неопределенных идей. Чем более подробно и дифферен­цированно описание какой-либо области интеллектуального развития, тем более сложными, взаимозависимыми и взаимосвязанными будут понятия из этой области. Они образуют единое целое, которое нельзя разделить, органи­ческую систему с единой эволюцией, элементы которой взаимно влияют друг на друга. Когда развитие подходит к какой-то итоговой точке, исходный пункт может стать непонятным, и его даже не удается выразить в словах. Поэтому итоговую точку нельзя представить как логическое следствие из предшеству­ющих допущений. Можно ли развитие понятия химического элемента пред­ставить как формально-логический вывод из античных качественных идей вплоть до современных представлений, в которых главную роль играет атом­ный вес? Значения понятий атомного веса, химического элемента, химическо­го соединения радикально менялись в истории науки, хотя эти изменения про­исходили в гармоническом взаимодействии этих понятий. Средневековый химик не смог бы понять современные законы химии так, как мы их понимаем сегодня, и наоборот.

Но и дидактическое или авторитарное введение понятий не является чисто рациональным. Современное состояние знания не может быть понято без зна­ния его истории, как и история — без овладения современным состоянием зна­ния. Любое введение понятия в какую-либо область знаний проходит через этап, на котором дидактика преобладает. Интеллект как бы приготовляется для данной области знаний; его вводят в замкнутый в себе мир. Это напоминает обряд посвящения. Если этот обряд проходят целые поколения, как это быва­ет, например, при обучении современной физике, он становится совершенно естественным, индивид как бы забывает, что когда-то был посвящен, потому что он не видит вокруг себя ни одного непосвященного.

Могут возразить, что если даже такое посвящение имеет место, только но­вичок воспринимает его «некритически», а подлинный специалист должен быть свободным от авторитарного принуждения, он должен стремиться к рациональ­ному оправданию своих принципов, с тем чтобы его убеждения стали чисто рациональной системой.

Однако специалист — это человек, взгляды которого сформированы осо­бым образом, так что он не может пренебречь своими связями с традицией и коллективом, вне которых он не является специалистом. Чтобы знание могло не только передаваться в процессах посвящения, но и развиваться дальше, и даже для обоснования знания в данной области, без чего не существовала бы и наука как таковая, всегда нужны факты, которые не имеют логически совер­шенного подтверждения.

Теперь пора посвятить читателя в круг проблем, связанных с реакцией Вас­сермана, по образцу, заданному немецкой ритуальной традицией. Для этой цели нам пригодится краткий учебник Цитрона (Citron), ученика Вассермана, из­данный в 1910 г. Он и сейчас еще может служить учебным пособием, хотя от современного уровня исследований его уже отделяет порядочная дистанция.

Д-р Юлиус Цитрон


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: