Аристотель. Другая — позже, то возникает-вопрос, не образует ли одна из них другую и не существует ли она благодаря непосредственному следованию за другой


другая — позже, то возникает-вопрос, не образует ли одна из них другую и не существует ли она благодаря непосредственному следованию за другой, или одна просто возникает после другой? Я имею в виду, например, что не сердце, возникая, образует печень, а печень— что-нибудь другое, но что одно появляется после другрго, как муж появляется после мальчика, а не через него.59 Рассуждение показывает, что в предметах, возникающих естественным или искусственным путем, потенциальное бытие возникает от бытия действительного (энтелехиаль-ного), следовательно, в нем должны заключаться вид и форма, например, в сердце форма печени. Впрочем, ж в других отношениях этот взгляд нелеп и ложен. Одна­ко, и тот взгляд, что в семени с самого начала уже имеется какая-нибудь возникшая часть животного или растения, будет ли она способна образовать прочие или нет, — немыслим, раз все возникает из семени и семенной влаги. Ясно ведь, что» если часть с самого начала присутствует в семени, она возникла под влиянием того, что произве- Ъ 34Ь ло семя. Но семя должно возникнуть раньше, и оно йсть произведение родителя; таким образом ничто не может быть заключено в семени. Следовательно, образующее не содержит в себе частей. Но их не может быть и вне его. Одно из двух, однако, необходимо должно быть; и это противоречие следует? попытаться разрешить. Ведь, быть может,одно из высказанных нами положейий не является простым, например, при каких обстоятельствах внешнее не может давать возникновение, ибо в одном отношении оно может, в другом — нет. Действительно, кет никакого различия, говорить ли о самом семени или из чего ©но происходит, поскольку оно имеет в себе дви­жение, которое это другое ему сообщило. Возможно ведь, что вот этот предмет движбт это, а это — другое, как в чудесных автоматах. Именно, их покоющиеся части обладают известной способностью, и когда первую часть приведет в движение что-нибудь извне, сейчас же сле­дующая часть производит действительное движение. 60 Таким образом, как в автоматах, это нечто движет, не касаясь в данный момент ничего, а только коснувшись; подобным же образом движет и то, из чегб исходит со-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: