О возникновении животных 97

мя, или то, что его произвело, коснувшись чего то, но уже не касаясь: движет известным образом находящееся в нем движение, так же как строительство — дом. Итак, что существует нечто производящее, но не как определен­ный предмет и не как присущая семени первая получив­шая совершенство часть, — это ясно. А каким способом возникает каждая часть, — при обсуждении этого сле­дует исходить прежде всего из того положения, что все, возникающее естественным или искусственным путем, происходит из существующего, как таковое в потенции, через посредство действительно существующего. И вот семя таково и обладает таким началом движения, что по прекращении движения возникает каждая часть и притом как одушевленная. Ведь не существует без души ни лица, ни мяса, но когда они отмирают, то лишь как омонимы 61 называются одно — лицом, другое — мясом, так же как сделанные из камня или из дерева. Части однородные и инструментальные возникают одновремен­но и, как мы не скажем, что топор или другой инструмент произведены только огнем, тоже и относительно руки или ноги; мы не скажем того же и относительно мяса, так как и у него есть известная работа. Таким образом, все твер­дое, мягкое, вязкое и хрупкое и все подобные им свой­ства, присущие одушевленным частям, могут быть про­изведением теплоты и ^олода, но основание, в силу ко­торого одно является^мясом, другое костью, — никоим образом; это производит движение, идущее от породив­шего, существующего в действительности, которое в по­тенции является тем, из чего происходит возникновение, так же как в предметах, возникающих искусственно. Ибо железо твердым и мягким делает теплое и холодное, а меч 735а делает движение инструментов, заключающее в себе правила искусства. Ведь искусство является началом и формой для того, что возникает, но только в другом, а движение природы — в нем самом, получая начало- от другого природного тела, имеющего в себе эту форму в действительности. Имеет ли семя дуйгу или нет, тот же вопрос относится и к частям, так как ни душа не может на­ходиться в другом существе, кроме того, в котором она на­ходится, ни часть, лишенная души, не может существовать

Аристотель



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: